Найти в Дзене
В мире искусства

Как Василий Суриков выгнал Льва Толстого

В. Суриков. Зима в Москве
В. Суриков. Зима в Москве

Василий Суриков происходил из казачьего рода, и его мировоззрение во многом формировалось под воздействием семейных преданий и исторических былин.

И. Репин. Фрагмент портрета Сурикова
И. Репин. Фрагмент портрета Сурикова

В Сурикове уживались противоречивые качества. Он знал цену своим картинам и не стеснялся отстаивать их даже перед очень важными персонами, но вел аскетический образ жизни.

-3

В. Суриков. Переход Суворова через Альпы

Однажды великий князь Владимир Александрович захотел приобрести у Сурикова картину «Переход Суворова через Альпы» для Михайловского музея в Петербурге. Цена, назначенная художником — 10 тысяч рублей — показалась ему слишком высокой.

Суриков в прямолинейной форме, без положенного по этикету обращения «ваше высочество» возразил: «Это ничуть не дорого, если учесть, во сколько художнику обходятся приобретения костюмов, оружия и других предметов, которые он должен писать с натуры, да еще надо учесть многолетний напряженный труд». Когда князь согласился заплатить названную сумму, художник удовлетворенно заметил: «Вот то-то и оно!»

В. Суриков. Сибирская красавица
В. Суриков. Сибирская красавица

Суриков на дух не переносил салонные обычаи и светский этикет. Однажды его пригласили на прием к князю Щербатову. В письме с приглашением было указано, что дам ожидают в вечерних платьях, а мужчин — во фраках.

Художника это вывело из себя: «Им мало Сурикова! Им подавай его во фраке», — возмутился он. Раздобыв костюм, он положил его в коробку и вместе со своей визитной карточкой отправил князю, оставшись чрезвычайно довольным своей выходкой.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника
Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Суриков очень тяжело переживал преждевременную смерть жены Елизаветы. Оставшись с вдовцом с двумя дочерями, он два года не брал в руки кисть.

Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве
Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве

Незадолго до смерти жены Суриков разругался с писателем Львом Толстым. Когда она уже тяжело болела, Толстой повадился навещать ее каждый день с задушевными беседами о жизни и смерти. После этих визитов Елизавета долго плакала и просила «не пускать этого старика ее пугать».

Когда писатель нагрянул в очередной раз, Суриков выгнал его со словами: «Пошел вон, злой старик. Чтобы тут больше духу твоего не было!»