16 февраля 2020 года я опубликовал на Дзене текст (ссылка в конце), в котором упоминалась печальная история известных самарских купцов Летягиных. Но недавно вышедшее исследование Павла Попова о самарских кирпичных заводах (ссылка в конце) заставило меня по-другому взглянуть на описанные события.
Первая неточность моего рассказа безобидна: дом Летягиных на углу Заводской и Саратовской (сейчас ул. Фрунзе, 68) возник не на пустом месте. Там стояли одноэтажные каменные лавки предыдущего владельца усадьбы, которые Летягины надстроили до двух этажей в 1867 году. А к 1898 году здание стало трехэтажным.
При строительстве челышёвских домов, Жигулевского пивзавода и многих других объектов, включая собственную усадьбу Летягиных, действительно использовались их кирпичи, здесь всё верно.
А вот непревзойденное качество их кирпича – это, как выяснилось, легенда, возникшая, вероятно, еще до 1889 года при жизни основателя бизнеса Ивана Петровича Летягина, когда фирма действительно ни в чем не уступала конкурентам. Но уже через 10 лет при наследниках Ивана Петровича в документах зафиксирован случай: покупатели отказались от поставки по причине плохого качества.
Также я ошибочно написал, что в результате банкротства Летягины лишились кирпичных заводов. На самом деле в связи с непогашением кредита в 1909 году был выставлен на торги их собственный дом, который приносил реальный доход. Там действовали гостиница, ресторан, лавка, часть помещений сдавалось в аренду.
А заводы работали до 1911 года включительно, пока не умерли оба сына Летягина. Его престарелая вдова и дочери не стали продолжать семейный бизнес.
Мой окончательный неправильный вывод состоял в том, что фирму Летягиных погубило стремление к непревзойденному качеству в ущерб производительности и рентабельности. Но нарисованный мной образ купцов-идеалистов имел мало общего с реальностью. На самом деле качество продукции давно хромало, работы велись вручную в деревянных сараях. Фирма просто не выдержала конкуренции с более прогрессивными предприятиями, оснащенными вагонетками, паровыми и дизельными двигателями.
Таким образом, сентиментальная драма в реальности оказалась поучительной историей, призывающей нас мыслить стратегически. Поблагодарим за это Павла Попова, проделавшего немалую работу, чтобы найти каждому факту документальное подтверждение.
Спасибо, что дочитали!
Читать еще:
Исследование Павла Попова «Документы к истории самарских кирпичных заводов. Летягины»
Мой текст «Кирпич и фахверк»
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).