В первую очередь хочу подчеркнуть, что всё, написанное ниже, есть симбиоз моих впечатлений от чего-то, прочитанного ранее, и строгих исторических данных, на основе которых я и пытался что-то анализировать. Я постараюсь, насколько смогу, объяснить грустный факт «набора заблуждений О:МОТО-КЁ» по-русски. Я это делаю в первый раз, так как до сего момента я этот вопрос с «не японцами» даже и не обсуждал… Моя привычка анализировать любое действие скептически и придирчиво и воспринимать любого пророка, как шарлатана, пока он мне безоговорочно не докажет обратное, безусловно имеет огромное влияние на содержание текста написанного ниже…
Итак, заблуждение номер один — Онисабуро Дэгути являлся основателем религиозной секты О:МОТО-КЁ. Это не так. Основателем секты была его тёща, Нао Дэгути. Лишь после её смерти Онисабуро Дэгути получил полный контроль над сектой. Нао Дэгути основала эту религиозную секту в 1892 году после цепи произошедших с ней «религиозных событий», а точнее — видений (цивилизованный человек — читай «галлюцинаций на почве нервных расстройств»).
Заблуждение номер два — Онисабуро Дэгути по своей воле сделал практику КОТОДАМА (Божественный дух звука) неотъемлемой частью О:МОТО-КЁ. Это далеко не так. Практиковать и изучать КОТОДАМА маленького Кисабуро заставлял ещё его дед (по материнской линии). Уже значительно позже мать Онисабуро для увеличения популярности О:МОТО-КЁ предложила использовать занятия КОТОДАМА. Это принесло совершенно неожиданный эффект и привело огромное количество практикующих КОТОДАМА в ряды членов секты.
Заблуждение номер три — О:МОТО-КЁ секта синтоистов. Мне очень жаль, но это не так! О:МОТО-КЁ отдельно стоящая религия, заимствующая что-то из синтоизма, что-то из буддизма, что-то из даосизма, что-то из древних японских и китайских верований (попросту — «с миру по нитке»). Да, если прищуриться — в О:МОТО-КЁ можно найти много общего с Синто. Но под тем же прищуром можно найти и много общего с христианством. Не потому ли говорят, что в принципе все религии одинаковые?
Заблуждение номер четыре — Онисабуро Дэгути предложил О’Сэнсэю использовать термин «АЙКИ». Вообще никак не могу понять, откуда это взялось! Во всяком случае, лично я ни в одном японо-язычном источнике подобной сноски не видел. Термин «АЙКИДЗЮДЗЮЦУ» использовался ещё до битвы при СЭКИ-ГА-ХАРА, то есть ещё в шестнадцатом веке, так что я не берусь даже вообразить, что авторы данного мифа пытались удумать… Или я чего-то не знаю, что знают они.
Пожалуй, прежде чем пойти дальше, я предлагаю мельком взглянуть на историю О:МОТО-КЁ с самого начала.
Религиозная секта О:МОТО-КЁ была основана Нао Дэгути (1836-1918), женщиной, пережившей очень тяжёлое детство и юность, и прожившей практически всю жизнь в бедности и лишениях. Даже в ранней молодости она слышала «голоса». В 1892 году она заявила, что вообще вошла в полный контакт с «потусторонним миром», и объявила это «религиозным событием». Нао Дэгути заявила, что стала основным воплощением КОДЗИН (верховной Богини любви) на этом свете и что она поведёт человечество к эре мира и процветания. Нао Дэгути постоянно впадала в транс, выкрикивая фальцетом сутры о КОДЗИН. Постепенно это привлекло внимание окрестных жителей. После этого Нао (а она была неграмотной) заявила, что будет делать записи под диктовку КОДЗИН из «потустороннего мира». Она впадала в транс и писала «на автопилоте» простейшей КАТАКАНОЙ (самая элементарная «азбука» письма по-японски, в современном японском языке используется только для записи заимствованных слов и иностранных имён). За несколько лет она «накарябала» более ста тысяч страниц такой почти непонятной никому «диктовки». Эти тексты прозвали ФУДЭСАКИ (дословно «кончик пера» или «как курица лапой»). Слухи о способности Нао видеть в другом измерении и лечить больных стали расползаться, и вокруг неё в Аябэ собралась небольшая группка последователей.
В 1898 году к Нао Дэгути пришёл молодой человек по имени Кисабуро Уэда, которому тогда было 27 лет. Его мать была очень образованной женщиной, поэтессой и мастером КОТОДАМА, которую ей преподавал её отец. Уэда был интеллигентным молодым человеком, но выросшим в полной нищете. Когда в 1897 году умер его отец, он пережил душевный кризис и нервный срыв. На какое-то время он сбежал в лес и там жил в пещере. Там к нему пришло «просветление» (цивилизованный человек читай — галлюцинация), и он, окрылённый этим, пошёл спасать мир. Поначалу от него просто отмахивались, как от очередного сумасшедшего. Тогда Уэда решил брать уроки у известного в то время шарлатана и «провидца» по имени Нагасава. Нагасава научил Уэду строить свою речь более вкрадчиво и дипломатично, и люди тут же стали прислушиваться к Уэде. И вдруг он услышал в голове голос, который приказал ему немедленно отправляться на запад. По пути на запад он зашёл в придорожную чайную, где представился как САНИВА (духовный провидец). «Как удачно!» — воскликнула девушка, хозяйка чайной: «а моя мама — человеческий проводник духу великой КОДЗИН!» И вот тут Уэда и встретился с Нао Дэгути, которая к тому времени была уже стара. Уэда же в тот момент был молод, энергичен и полон жизни. Он переехал в Аябэ, женился на Суми (той самой дочери Нао Дэгути) и принял имя Онисабуро Дэгути (это традиция, существующая в Японии и по сей день — когда бедный молодой человек женится на материально обеспеченной девушке и переселяется в её дом — он принимает фамилию жены). Новоявленный Онисабуро Дэгути со всей своей энергией совместно с Нао Дэгути и её последователями принялся за дело создания новой духовной школы. Вскоре его постоянные и очень громкие скандалы с Нао Дэгути стали легендарными. Например, он требовал немедленно отредактировать тексты ФУДЭСАКИ. К 1913 году О:МОТО-КЁ стала совершенно независимой религиозной организацией, и когда в 1918 году Нао Дэгути умерла, Онисабуро взял бразды правления в свои руки. Он сумел убедить толпу приверженцев в том, что он не «ловкий плут и мошенник» и «пророк-самозванец и самодур» (как его во время скандалов на всё округу честила покойная Нао), а очень умный человек, который искренне и глубоко верит в «просветление» и «религиозные события» Нао Дэгути. Помимо этого он был очень щедр на «афоризмы» (сохранились записи более 600000(!) зарифмованных им афоризмов). Они были выпущены как один набор под названием «РЭЙКИ МОНОГАТАРИ», состоящий из 81 тома. Помимо этого он писал пьесы, музыку и сценарии к фильмам. Сам Онисабуро и его секта во всём поддерживали искусство, так как считали его «матерью всех религий». Во всех своих работах он раскладывал прошлое, настоящее и будущее по принципам, заимствованным из КОТОДАМА (квадрат — треугольник — круг). На основе КОТОДАМА он создал уникальную медитационную технику ТИНКОНКИСИН, которую О’Сэнсэй приспособил для занятий АЙКИДО, как потрясающее по своей эффективности дыхательное упражнение.
В 1919 году Морихэй Уэсиба О’Сэнсэй на короткое время приехал в Аябэ, чтоб быть подле умирающего отца. Именно в этот период он встречается с Онисабуро Дэгути. Встреча произвела на О’Сэнсэя настолько сильное впечатление, что за считанные дни он из синтоиста превратился в верующего О:МОТО-КЁ. Многоплановый симбиоз «подхода к жизни» О:МОТО-КЁ и боевого искусства сделал использование АЙКИДО столь успешным в качестве искусства физической защиты и нападения, и в качестве бизнес-стратегии материального процветания.
В 1920 году Онисабуро Дэгути решил изменить свою внешность. Он стал использовать огромное количество ярких халатов, накидок, шарфов, шаманских курток и даже женский макияж. С этих пор религия О:МОТО-КЁ стала привлекать аристократов, интеллектуалов, военных высшего и среднего командного состава и государственных и политических деятелей. К началу 1921 года количество членов О:МОТО-КЁ достигло нескольких миллионов. Издавалось значительное количество газет и журналов, полностью подконтрольных секте. Однако, в то же время росло количество недовольных. На государственные и полицейские органы потоком стали сыпаться жалобы граждан, которые говорили, что были обмануты членами секты, что у них выманили деньги или собственность под тем или иным благовидным предлогом, а данные взамен обещания не были выполнены. Таким образом, весной 1921 года в штабе Главного Полицейского Управления в Токио было принято решение провести рейд по центрам О:МОТО-КЁ и арестовать самого Онисабуро Дэгути и других лидеров секты, а к некоторым из них даже применить пытки. Полиция разрушила общественные центры секты, а Онисабуро Дэгути и другие лидеры получили сроки различной длины. Через какое-то время Онисабуро Дэгути выпускают из тюрьмы под залог. И он сразу начинает восстанавливать то, что было разрушено. Используя свой огромный опыт и приобретённые связи, он быстро добивается успеха. И история повторяется снова, на адрес полицейского управления начинают сыпаться жалоба за жалобой на жульническую деятельность секты и суммы исков становятся всё значительнее, а политическое давление на секту — всё сильнее.
К 1935 году терпению силовых структур Японии приходят конец. Они приводят в действие план, известный в кругах полицейских историков Японии, как «Второй инцидент О:МОТО-КЁ». И снова вся собственность секты — конфискована, все лидеры во главе с Онисабуро Дэгути — в тюрьме, снова некоторые из них подвергнуты пыткам, и сроки теперь длиннее. В 1942 году Онисабуро Дэгути снова выпускают под залог. Но теперь ему не дают полной свободы, он оказывается под полным гласным полицейским надзором. За каждым его шагом следят в открытую. Надзор с него был снят после поражения Японии в войне осенью 1945 года, когда властям уже просто стало не до него. И Онисабуро Дэгути снова предпринимает попытку «с нуля» построить организованную секту. Однако он уже совсем старый и дряхлый и просто не в состоянии это сделать. Его дети пытаются продолжать вести дела его секты, но не имеют и доли такого размаха и успеха.
Вообще, в силу исторически сложившихся обстоятельств и национальных черт, Япония (как и Россия, к сожалению) представляет собой весьма плодородную почву для различных религий и сект, порой совершенно диких! На 99% эти секты являются плодом усилий шарлатанов и обманщиков, которые на этом делают превосходный бизнес. Однако, как это ни парадоксально, честные верующие той или иной секты совершают великие дела (или открытия) для всего человечества. Кто-то имеет тенденцию приписывать великие свершения «пророку» (или шарлатану), стоящему во главе секты, кто-то — силе духа и таланту того самого героического искреннего в своей вере сектанта… Это вопрос личного мнения, личных убеждений каждого. И повлиять на них в данном вопросе я совсем не хочу, я просто поделился какими-то своими знаниями.
А.Смирнов
http://wagoryu.ru/wiki/omoto-kjo-popytka-trezvogo-vzgljada-so-storony/