Найти в Дзене
НПАП №1 Икарус

Ikarus 220: один из несерийных

Пара опередивших своё время моделей Икарус-240/242 послужила основой для создания уменьшенной и облегченной версии городского автобуса с пониженным уровнем пола.

Новая опытная машина длиной 9, 63 метра представляла собой укороченный вариант Икаруса-242. Строительство единственного экземпляра под обозначением Ikarus 220.K1 было завершено в Секешфехерваре к концу 1970 года. Он задумывался как прямой преемник Икаруса-620, но мог стать городской или пригородной машиной с уменьшенной нагрузкой на ось.

Уровень пола у первой двери, как и у моделей Ikarus 240/242, был равен 680 мм. На входе была одна ступенька. Пол имел небольшой подъём к задней части салона

▲ Видны одна ступенька в первой двери и две во второй. Форма поручня типична для опытных машин "двухсотой" серии
▲ Видны одна ступенька в первой двери и две во второй. Форма поручня типична для опытных машин "двухсотой" серии

Подвеска была выполнена на пневмоэлементах, но также была спроектирован вариант на рессорах без существенных изменений основания кузова. Шасси грузоподъёмностью 4,5 тонны проектировалось компанией Autokut, но из-за отсутствия поставщика основная часть комплектующих была изготовлена самостоятельно на заводе малых серий в Секешфехерваре. Проблема заключалась в том, что на данную машину были нужны мосты меньшей грузоподъёмности с малой же собственной массой. Таким образом передний и задний мосты, использованные на 240/242, на новый автобус не годились. MVG-Rába и предприятия стран СЭВ не взялись за производство ходовой части. Собрав на заводе ряд элементов, такие, как корпуса мостов, сцепление и другие, их переправили в Дьёр для окончательной сборки шасси. Другие малые автобусы, как-то 210 и 230, таких проблем не испытывали по причине того, что их конструкция предусматривала высокий пол. Ситуация с мостами была простой лишь на первый взгляд. Несколько штук всё же могли произвести специализированные заводы, но за крупную промышленную партию не брался никто по причине дорогостоящего переоснащения производства с туманной перспективой спроса в будущем. Икарус же не мог гарантировать крупные заказы из-за того, что будущее моделей с пониженным полом находилось под большим вопросом. Был ещё один, политический момент, но об этом ниже.

Изначально автобус был оснащен двигателем Csepel D614.20 с планами замены на перспективный пятицилиндровый Rába-MAN D2155, который не производился серийно. Одинаковый с малыми машинами Ikarus 208, Ikarus 210 и Ikarus 230, короткий задний свес (2750 мм) не позволял устанавливать более крупные серийные двигатели.

▲ Перспективный пятицилиндровый двигатель Rába-MAN D2155.
▲ Перспективный пятицилиндровый двигатель Rába-MAN D2155.

Опытный 160-сильный образец горизонтального двигателя Rába-MAN D2155 был спроектирован и изготовлен специалистами из Дьёра в 1971 году. В том же году были выпущены ещё четыре экземпляра. Мотор хорошо вписывался в конструкцию Икаруса-220 и был намного более современным, нежели устаревший Csepel D614. В планах было налаживание серийного производство нового двигателя, но по ряду причин оно не было организовано. Основной причиной стала высокая загруженность завода производством двигателей D2156. Были попытки завода Икарус организовать кооперацию с фирмой Renault, но отсутствие гарантий крупного заказа помешало и этим планам.

Таким образом, на трудности с унификацией, присущие проекту 240/242, у нового "малыша" наложились ряд новых проблем. Производство устаревших моторов Csepel D614 прекратилось. Новый двигатель Rába-MAN D2155 так и не стал выпускаться серийно. Кроме того, по договору с СССР, для поставки на советский, самый крупный рынок, завод мог комплектовать свои автобусы только передними мостами производства СССР. Подходящих же мостов для малых машин, впрочем, как и двигателей, в СССР не выпускалось. Всё это явилось причинами, не позволившими наладить массовый выпуск этого интересного автобуса, который так и остался в единственном экземпляре.

Технические характеристики автобуса Икарус-220.К1:

  • Назначение: городской/пригородный. Кузов несущий, двигатель расположен сзади.
  • Длина: 9630 мм. Ширина: 2500 мм. Высота: 2910 мм.
  • Колесная база: 4800 мм.
  • Масса пустого: 7500 кг. Максимальная масса: 12500 кг.
  • Диаметр разворота: 18 м.
  • Двигатель: Csepel D614.20 - дизельный, четырёхтактный, шестицилиндровый рядный. Мощность 145 л.с при 2300 об/мин.
  • Максимальная скорость: 84 км / ч
  • Способность преодолевать подъемы: 20%
  • Количество пассажиров: 26 мест для сидения + 44 мест для стояния

Интересная машина не стала серийной, но опыт её создания был применён в других моделях.

Сегодня это всё, всем спасибо! Ikarus forever!

Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Перепечатка статьи, полностью или частично, только с согласия автора и указанием первоисточника. В статье использованы материалы сайта omnibusz.blog.hu.
Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Перепечатка статьи, полностью или частично, только с согласия автора и указанием первоисточника. В статье использованы материалы сайта omnibusz.blog.hu.