Прочитала я значит на днях очередного попаданца в поттериану, и осталась после него в двойственных чувствах. Написано хорошо, герои интересные, даже каноничность событий присутствует, но послевкусие все равно не очень. Почему? Вот в этом и предлагаю разобраться.
Ни для кого не секрет, что люди любят читать про попаданцев. Почему – вопрос чуть более сложный и лично для себя я на него ответила так:
- На попаданца проецировать себя любимого легче чем на кого-либо еще, потому что читатель точно такой же чужак в этом написанном мире.
- #Попаданец – очередная сторона хода с избранностью главного героя и его отличием от остальных, который, в свою очередь, тоже люди очень даже любят.
Вот только, естественно, есть и исключения из этого "правила".
Смотреть буду на конкретном примере, который и навел меня на мысли. Сразу оговорюсь, что статья писалась на коленке и в первую очередь для меня самой, т.к. это одно из моих любимых клише и как читателя и как автора. Поэтому сумбур, субъективщина и ничего кроме.
Как я уже говорила в самом начале, фанфик написан хорошо: грамотность на месте, персонажи не картонки и интересный сюжет тоже присутствует. Теперь я еще добавлю, что фик вполне себе каноничен: добавленные новые персонажи только несколько скорректировали события пятой книги, оставив все ключевые вехи вроде инспектора Амбридж, ОД, ухода Дамблдора и битвы в отделе Тайн на месте. ООСа, как на мой взгляд, вообще в истории нет (описываемые герои вполне укладываются в заданный Роулинг рамки), а прочие предупреждения оттолкнуть массового читателя на фикбуке не способны (скорее наоборот). То есть в теории этот #фанфик должен был взлететь очень хорошо и даже самые откровенные фэндомные вахтеры не нашли бы к чему придраться.
А теперь внимание: это попаданцы. Оригинальные попаданцы в уже существующий и хорошо знакомый читателю мир, который они не меняют. И даже более того: они практически с ним не взаимодействуют.
Да, в "Химере" есть интересный и развивающийся глобальный конфликт и завязан он именно что на попаданцах (их там 4) вот только с самим фактом попаданчества он никоим образом не связан. Да, герои проходят арку развития и меняются, но мир поттерианы к этому не имеет ни малейшего отношения. С тем же успехом они могли бы попасть в любое другое #фэнтези, хоть в те же Звездные войны или Наруто.
И если само обоснование процесса попадания "туда" шитое белыми нитками – это относительная норма в жанре, то возвращение "обратно", произошедшее по воле рояля в кустах без малейших активных действий со стороны героев – нонсенс. Не говоря уже о том, что герои в первых главах вроде как и хотят найти дорогу обратно в свой мир (где тоже есть магия), а потом просто забывают об этом и больше ни разу не упоминают на протяжении всего текста, не то чтобы смирившись, нет. Просто словно забыв. Да, в какой-то степени их тревожит прошлое. Но не то, что они попали в другой мир – совершенно нет.
Люди любят читать и писать попаданцев потому что это удобный способ познакомиться с вымышленным миром. Но если факт попаданчества не имеет никакого значения в истории в целом, вымышленный мир – уже знаком, а в конце и вовсе все оборачивается возвращением главных героев к статусу кво, у феномена попаданца просто нет возможности сработать.
Вывода не будет. Спасибо за внимание!