Я занимаюсь бизнесом более 14 лет. Успешные компании у меня были в различных областях: ресторанный-клубный бизнес, транспортный, рекламный и IT. Конечно, всё это я делал не один, а со своими неизменными бизнес партнерами.
Что я могу сказать? Самым сложным, непредсказуемым и стрессовым бизнесом для России, на мой взгляд, являются ночные клубы и рестораны. Сейчас сюда смело можно добавить кинотеатры и фитнес центры, но только из-за пандемии.
Т.к. у меня обширный опыт в ресторанной и клубной индустрии, со мной часто советуются на счет открытия ресторанов и кафе. Сейчас количество людей, которые обращаются ко мне, выросло многократно, всем кажется, что сейчас самое время запускать крутой ресторан или кафе/бар/паб (добавляйте названия). Мой совет: не лезьте на этот рынок сейчас. Отвечаю, почему:
1. Потребительская способность населения (возможность иметь и тратить свободные деньги) за последние несколько лет сократилось очень сильно.
2. Конкурировать с большими сетками в низком ценовом сегменте (Макдональдс, KFC и пр) нереально. Конкурировать в высоком ценовом сегменте, с высокой долей вероятности, у вас не получится. Тут против вашего нового ресторана или бара сыграет сила бренда, качество продуктов, уровень обучения персонала, скидки от поставщиков и так далее.
3. Выходить в средний ценовой сегмент. Кажется, очень заманчиво, но как вы помните, средний класс в России - это человек с зарплатой 17.000 рублей. Да, в Москве, со средней зарплатой в 70.000 тысяч рублей, выйти туда легче. Но расходы, мало динамичная активность в данном сегменте потребителей (редко ходят в рестораны) скорее всего не даст вам необходимой выручки для того, чтобы развиваться или хотя бы оставаться прибыльными.
4. Грядущая жесткая и нещадная борьба за клиентов после пандемии. Компании, которые могут себе позволить тратить, либо те, которым нечего терять, будут предлагать большие скидки на свои продукт с целью привлечь и удержать клиентов. Особенно, думаю, это будет касаться сетей. Далее, будут банкротства поставщиков и различных компаний, а соответственно, вероятность потерять деньги или начать ходить по судам очень высокая.
5. Очень много неопределенностей, а неопределенность - это риск. Если у вас есть готовность рисковать – вперед. Но имейте ввиду, это не должны быть ваши последний деньги, 10-20% от капитала, не больше.
Иными словами, открыть успешный бизнес в данном сегменте можете, но шансы на успех у вас примерно такие же, как в казино. Поэтому вкладывать свои деньги в это направление в период начинающегося кризиса и переоценки рынков (ресторанного, коммерческой недвижимости и труда) не имеет смысла. Есть очень много потенциально интересных отраслей, куда вы можете направить свои силы и деньги. О них и на своем примере я расскажу позже.
#ресторанный бизнес #рестораны #бизнес #предпринимательство #стартапы #аналитика рынка