Найти тему
Наталия Ефимова

Как меня научили покупать мандарины, икру, молоко и яйца

Вспомнила, что обещала рассказать, как покупаю в магазинах некоторые продукты, поскольку, когда работала в аграрной журналистике, расспрашивала производителей, что и почему лучше брать.

Просто мне мандарины привезли совсем не те. Вот если бы я сама выбирала – не получила бы «вырви глаз».

Рассказываю, что говорил в свое время Николай Нагабедян, директор самого северного цитрусового сада страны – сочинского сельхозпредприятия «Россия».

Взяла из открытых источников. Свои даже показывать не стану.
Взяла из открытых источников. Свои даже показывать не стану.

Проходите мимо крупных мандаринов с толстой кожей. Слишком большие фрукты бывают сладкими лишь в случае, если они – гибридных сортов. Самые полезные и навитаминенные – мелкие, с тонкой шкуркой. Фрукт должен быть ровно окрашен. Увидели вкрапления светлых участков – значит, мандарин сорвали неспелым и доходил он в пути. (Вот такие у меня в вазочке и оказались). Шкурка должна отделяться легко и непринужденно. Она должна быть похожа на пальто, которое слегка велико (я всегда думала, что пустоты как раз плохой признак). Мякоть спелого мандарина по цвету не отличается от яркой оранжевой шкурки. Кислые плоды, как правило, приплюснуты сверху и снизу. У спелого на кожице можно увидеть крупные поры, а если ее сильно сжать, то даже сок брызнет. И экологически чистый цитрус может храниться две-три недели.

Еще один секрет – сладкий плод всегда чуть тяжелее кислого.

Я поверила цитрусовому директору, потому что он еще заметил: в Китае плоды подносили по традиции судебным чиновникам, китайским мандаринам. За кислый плод можно было и головы лишиться. Мы, мол, помним и приноравливаемся к производству сочных и вкусных фруктов. Пошутил так.

Про «нивхское варенье» слушала на конференции по исследованию качества икры лососевых рыб. Говорили о вытеснении с рынка браконьеров и производителей, которые раскладывают продукцию грязными руками в подвалах Подмосковья и внедрении системы контроля, по выражению представителя Россельхознадзора, - «от моря до прилавка» или, как говорят моряки, «от водки до глотки».

Это было несколько лет назад, но актуальности не потеряло. В том году рыбы было много, и справедливой назвали цену красной икры – 3000 рублей за килограмм: остальное, мол, либо маркетинговые ходы или плохое качество. С тех пор я на эту планку и ориентируюсь, но в этом году она как-то повыше стала.

Если скажете, это случилось за счет вытеснения браконьеров и недобросовестных производителей, то я расскажу про золотистый стафилакокк и личинки плероцеркоида (ленточные черви такие), которые находили в их продукции. Но не буду портить аппетит.

Конечно, икра в стеклянной посуде лучше, чем в жестяной, потому что вы можете увидеть, что берете. А если там много отстоя – джуса, значит, уже нехорошо, существует норматив его содержания. Образуется джус из-за деформации икры, а это влияет и на внешний вид, и на вкусовые качества.

Да, мне еще шепнули, что когда берешь развесную икру, нужно следить за тем, чтобы в каждом чане была своя ложка. Если черпают из всех емкостей одной и той же, нужно сразу бить тревогу – возможно какое-то обсеменение. Детали не помню, но за ложкой в кулинариях с тех пор слежу. И не только, когда присматриваюсь к икре.

Во многих магазинах тогда наблюдали нарушение режима хранения. Икра любит температуру минус 6-8 градусов. Я глубоко задумалась на тему, сколько у меня дома в холодильнике.

Ругали торговые сети за то, что они требуют от производителей снизить количество поваренной соли (типа малосоленая икра лучше идет). Ставили планку ниже 4%, а при проверке нашли даже 2,2%. Чем это плохо для нас? Соль становится естественным консервантом, когда ее в продукте не меньше 5%. Если этот показатель снижается, то компенсируют его другими консервантами, которые вряд ли нам понравятся. Но рост бактерий надо чем-то надо останавливать, и производители начинают выходить из положения.

И коротко о менее изысканных, повседневных наших продуктах. Когда брала большое интервью у доктора ветеринарных наук, академика РАН Эдуарда Джавадова по поводу птичьего гриппа (а это специалист мирового уровня по болезням птицы), спросила, где лучше брать яйца – в магазине или на рынке. И он, представьте, посоветовал продукцию птицефабрик, где лучше удается контролировать обстановку и качество.

Еще больше поразил меня прежний директор ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», куда пускают не каждого - туда входишь как на территорию большого военного завода, там изучают болезни животных и способы борьбы с ними. Спросила, с каким сроком годности он покупает молоко. Тогда я очень увлекалась полезной продукцией «до пяти дней»...

- Только ультпрапастеризованное, - без тени шутки сказал он. – Береженого Бог бережет.

Друзья, никому ничего не навязываю. Просто делюсь услышанным. Не надо со мной спорить. Я и так спорю сама с собой. Но невольно вспоминаю слова специалистов. «Они зря не скажут», - думаю всякий раз, заходя в магазин и на рынок.