Некоторые учителя не понимают, что для ученика двойка, особенно полученная впервые, это беда. А если он их получает регулярно, то этот факт перестаёт его огорчать, он привыкает к этому, как к обыденному.
Вот у меня новенький ученик, впервые перешагнувший порог класса, заявил:
Я ничего не запоминаю, учусь плохо, у меня одни двойки.
-А кто тебе это сказал?
-Учительница и мама.
Вот тут ситуация, где ребёнку изо дня в день, вместо того, чтобы помочь, внушали то, что не он неуспешен. Ситуация изменилась, хотя на это потребовался целый год. Теперь ребёнок, бормотавший себе под нос плохо выученный урок и делающий в диктанте более 20 ошибок, поверил, что сможет хорошо учиться.
Теперь он не прячет взгляд, не боится отвечать и допустить ошибку, спросить то, что не понял. Маленькими, осторожными шагами, он из неуспешного превращается в успешного ученика. Это ли не радость для учителя и не гордость за него? Ведь именно в этом и заключается предназначение учителя.
Поэтому учитель должен учитывать этот факт и не разбрасываться двойками налево и направо.
Нас учили в своё время опытные педагоги и постоянно повторяли такие слова "Выставленная 2 в четверти, это результат вашего труда", а ещё "Двойки вы ставите сами себе."
А ведь задача учителя совсем в другом. Можно:
- дать шанс, вытянув знания на тройку, путём наводящих вопросов
- дать задание, посильное для слабого ученика
- поверить, что ученик обязательно выучит параграф и расскажет его
- проявить участие в судьбе ученика с низкой мотивацией
- предложить объяснить непонятную тему ещё раз
А если короче, то позволить неуспешному ученику почувствовать себя успешным, не озлобиться и не привыкнуть к двойкам.
Учитель должен понимать, что детям свойственны нелогичные поступки, желание выделиться. А как выделиться, как привлечь к себе внимание? Зачастую, именно плохими поступками и неудовлетворительным поведением.
А вот обижаться на таких детей нет смысла. Это непрофессионально. Мы же учителя и именно мы должны помочь, поддержать, протянуть руку помощи, а потом приободрить, вселить надежду и уверенность. Когда надо, похвалить, сказав:
Я всегда знала, что у тебя всё получится, ведь ты такой трудолюбивый (способный, талантливый, умный, волевой...)