Известное в компетентных кругах мнение, о том, что физическая культура и спорт – понятия по назначению и содержанию достаточно разные, порождает порой определенный вред как отдельному человеку, так и обществу в целом.
В выбранный вид спортивной борьбы дети идут для того, чтобы научиться бороться и обязательно (иногда втайне от других) достичь высоких спортивных результатов. Но чемпионом в весовой категории может стать только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия возможностей уровню притязаний. Многие адепты бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или, еще легче, в наркоманию).
Айкидо и Спорт...
В системе Айкидо мудро учитывается фактор невозможности быть первым, и поэтому его девизом является процесс овладения уникальными и полезными для жизни двигательными умениями, и навыками для саморазвития и воспитания здорового тела и духа.
Процесс этот достаточно длительный, и не обязательно всем занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с противоборствующим режимом. Важно на самом деле регулярно посещать занятия, не нарушать естественный ход событий, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал. Основатель айкидо Морихей Уэсиба запрещал соревнования в айкидо. Для этого у него были веские причины и глубокие мотивы.
Учитывая менталитет современного общества я замечаю, что мало кто может заниматься айкидо или самосовершенствованием с достаточным упорством и серьёзностью. Причина кроется в отсутствии мотивации к работе с инструментом познания мира - телом. Соревнования вносят этот элемент в тренировочный процесс особенно в подростково-юношеский сегмент.
Некоторые, способные (одарённые) к противоборству, так я считаю, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, совмещая традиционную, соревновательную и тренерскую деятельность. Участие в соревнованиях становится рычагом мотивации для улучшения личных навыков и расширения способностей тела. Остальные просто упражняют свой организм с интересом, биологической и социальной пользой для себя и общества в целом.
Главное заключается в том, что система Айкидо позволяет заниматься длительное время (всю жизнь) физической культурой в форме боевого искусства.
Если бы россияне обладали менталитетом японцев, то система самбо имела бы такую же глобальную востребованность, как и система Айкидо. К сожалению россияне так жить не могут, детей заставляют выступать на соревнованиях в режиме противоборства с 8-летнего возраста, уже на первом году обучения.
Поэтому у нас не принято говорить – САМБО, а употребляют термин борьба самбо.
Дзюдо в нашей стране тоже называют борьбой дзюдо, что автоматически исключает содержание развивающей духовной и воспитательной составляющей системы, превращая ее в борьбу за призовые места, с отсевом детей, якобы «непригодных» (как оказывается – в данный момент).
Ученые в области физической культуры и спорта с серьезным видом изучают вопрос о генетически заложенных качествах, предопределяющих успехи в виде спорта, и дают рекомендации по отбору перспективных в секции борьбы.
Остальным дорога закрыта. А как же быть с физической культурой? А для чего еще при государственной поддержке физкультуры и спорта проводился отбор? Очевидно, что это делалось для удовлетворения интересов руководящей верхушки, с тем чтобы создавать впечатление об экономической мощи и социальной обустроенности в стране.
И никто не хотел (да и сейчас не хочет) задуматься: для чего же нужна физическая культура (в том числе и спорт)? Во всяком случае, не для обеспечения зрелищем праздных людей, не для воспитания чувства гордости за спортивные успехи при отсутствии экономических возможностей их обеспечивать.
Мотивация мастерства в Дзюцу - выживание и успешность.
Вернёмся к японским терминам «Дзюцу» и «До», почему произошла трансформация (дзю-дзюцу в дзю-до, кен-дзюцу в кен-до, айки-дзюцу в айкидо…..)? Для этого попробую раскрыть смысл этих понятий под моим углом зрения.
Дзюцу (яп. 術, — техника, приём, метод, искусство) — японский суффикс, придающий смысл умение обращаться с тем, после чего стоит суффикс. Я бы добавил от себя, что дзюцу это мастерство в какой-либо области проявления человека.
Вектор целесообразности в дзюцу направлен на решение задачи максимально эффективным способом, с наименьшими затратами на выполнение. В боевых искусствах это профессионал, заточенный на уничтожение противников в кратчайшие сроки с наименьшими потерями. В стране Восходящего Солнца, во время Сэнгоку, или Период воюющих провинций (яп. 戦国時代1467-1603 гг.), известное своими затяжными междоусобицами, только такие воины-профессионалы имели шанс на выживание и передачу своего бесценного опыта своим ученикам.
Вспомним, всем известное «Адское додзе» от Морихея Уэсибы, где почти каждая тренировка по Айки-дзюцу для кого-то заканчивалась увечьем…
Капитуляция Японии во II-мировой войне, внесла в японское общество запрет на преподавание многих воинских дисциплин. Под запретом оказались практически все …дзюцу - американцы серьёзно опасались японского боевого духа и смертоносного мастерства носителей способных, воспитать воинов, обладающих навыками противостоять вооружённому насилию.
Этот факт дал толчок для пересмотра акцента и методологии во многих школах боевых искусств. В этот период произошла трансформация видимой части представляемого вида практики. «Дзюцу»мастерство одержания победы над внешним противником трансформировалось в «До» путь самосовершенствования, где противник находится внутри тебя – это твои слабости и ограниченность.
Морихей Уэсиба убрал из арсенала, практикуемого в айкидо многие опасные для человека концовки и ходы развития событий. Любая техника в айкидо стала заканчиваться мягким, изящным укеми или контролем. Практически все болевые воздействия в айкидо идут по естественному движению в суставах и болевой эффект обусловлен воздействием в первую очередь на связки. Таким образом болевое воздействие диктует агрессору условия для последующей капитуляции, не разрушая самого нападающего и не причиняя ему вреда.
Для примера взяв упражнение «шпагат» мы сталкиваемся с болевым эффектом в паховых связках, тогда как строение скелета и суставов позволяет делать это упражнение с большей амплитудой, что и демонстрируют в гимнастике люди, уделившие внимание растяжке.
Это не значит, что эффективность айкидо стала хуже. Это значит, что в условиях данной реальности нет необходимости в жёстких и опасных вариантах исполнения техники, но они присутствуют … в скрытой форме. Эксперты и специалисты видят эти возможные варианты развития событий, по не значительным деталям в расположении центра тяжести, углов атакующей оси и других нюансах, разбираемых на занятиях , где присутствуют проверенные и доверенные, а не случайные люди.
Такой подход позволил сохранить и не дал исчезнуть уникальным методам развития человеческого потенциала, секретам тактического и стратегического доминирования. Позволил в дальнейшем строить тренировочный процесс в системе айкидо с пользой для людей, заботясь о каждом человеке, независимо от его текущих индивидуальных способностей. Может быть, за счет этого мы получим в будущем меценатов, не имеющих спортивных задатков, но имеющих возможность оказывать спонсорскую помощь, имея спонтанную любовь к данному виду физкультурной деятельности (в том числе и спортивной).
Понятие "слабого направления" для человека будо.
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
По вопросам сотрудничества обращайтесь в ВК
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также:
Ось Ура - Омоте (Ura Omote).
ТРИ АСПЕКТА В АЙКИДО.
遠山の目付け (Enzan no metsuke). ВЗГЛЯД. Часть 1.
О духовности в боевых искусствах...