Найти тему
Читающим между слов...

Трансформация Дзюцу(яп. 術, — техника, метод, мастерство) в До (яп. 道 — путь).

Оглавление

Известное в компетентных кругах мнение, о том, что физическая культура и спорт – понятия по назначению и содержанию достаточно разные, порождает порой определенный вред как отдельному человеку, так и обществу в целом.

В выбранный вид спортивной борьбы дети идут для того, чтобы научиться бороться и обязательно (иногда втайне от других) достичь высоких спортивных результатов. Но чемпионом в весовой категории может стать только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия возможностей уровню притязаний. Многие адепты бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или, еще легче, в наркоманию).

Айкидо и Спорт...

В системе Айкидо мудро учитывается фактор невозможности быть первым, и поэтому его девизом является процесс овладения уникальными и полезными для жизни двигательными умениями, и навыками для саморазвития и воспитания здорового тела и духа.

Процесс этот достаточно длительный, и не обязательно всем занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с противоборствующим режимом. Важно на самом деле регулярно посещать занятия, не нарушать естественный ход событий, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал. Основатель айкидо Морихей Уэсиба запрещал соревнования в айкидо. Для этого у него были веские причины и глубокие мотивы.

 Основатель айкидо Морихей Уэсиба
Основатель айкидо Морихей Уэсиба

Учитывая менталитет современного общества я замечаю, что мало кто может заниматься айкидо или самосовершенствованием с достаточным упорством и серьёзностью. Причина кроется в отсутствии мотивации к работе с инструментом познания мира - телом. Соревнования вносят этот элемент в тренировочный процесс особенно в подростково-юношеский сегмент.

Некоторые, способные (одарённые) к противоборству, так я считаю, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, совмещая традиционную, соревновательную и тренерскую деятельность. Участие в соревнованиях становится рычагом мотивации для улучшения личных навыков и расширения способностей тела. Остальные просто упражняют свой организм с интересом, биологической и социальной пользой для себя и общества в целом.

Главное заключается в том, что система Айкидо позволяет заниматься длительное время (всю жизнь) физической культурой в форме боевого искусства.

-3

Если бы россияне обладали менталитетом японцев, то система самбо имела бы такую же глобальную востребованность, как и система Айкидо. К сожалению россияне так жить не могут, детей заставляют выступать на соревнованиях в режиме противоборства с 8-летнего возраста, уже на первом году обучения.

Поэтому у нас не принято говорить – САМБО, а употребляют термин борьба самбо.

Дзюдо в нашей стране тоже называют борьбой дзюдо, что автоматически исключает содержание развивающей духовной и воспитательной составляющей системы, превращая ее в борьбу за призовые места, с отсевом детей, якобы «непригодных» (как оказывается – в данный момент).
Ученые в области физической культуры и спорта с серьезным видом изучают вопрос о генетически заложенных качествах, предопределяющих успехи в виде спорта, и дают рекомендации по отбору перспективных в секции борьбы.

Остальным дорога закрыта. А как же быть с физической культурой? А для чего еще при государственной поддержке физкультуры и спорта проводился отбор? Очевидно, что это делалось для удовлетворения интересов руководящей верхушки, с тем чтобы создавать впечатление об экономической мощи и социальной обустроенности в стране.

И никто не хотел (да и сейчас не хочет) задуматься: для чего же нужна физическая культура (в том числе и спорт)? Во всяком случае, не для обеспечения зрелищем праздных людей, не для воспитания чувства гордости за спортивные успехи при отсутствии экономических возможностей их обеспечивать.

Мотивация мастерства в Дзюцу - выживание и успешность.

Вернёмся к японским терминам «Дзюцу» и «До», почему произошла трансформация (дзю-дзюцу в дзю-до, кен-дзюцу в кен-до, айки-дзюцу в айкидо…..)? Для этого попробую раскрыть смысл этих понятий под моим углом зрения.

Дзюцу (яп. 術, — техника, приём, метод, искусство) — японский суффикс, придающий смысл умение обращаться с тем, после чего стоит суффикс. Я бы добавил от себя, что дзюцу это мастерство в какой-либо области проявления человека.

Вектор целесообразности в дзюцу направлен на решение задачи максимально эффективным способом, с наименьшими затратами на выполнение. В боевых искусствах это профессионал, заточенный на уничтожение противников в кратчайшие сроки с наименьшими потерями. В стране Восходящего Солнца, во время Сэнгоку, или Период воюющих провинций (яп. 戦国時代1467-1603 гг.), известное своими затяжными междоусобицами, только такие воины-профессионалы имели шанс на выживание и передачу своего бесценного опыта своим ученикам.

Вспомним, всем известное «Адское додзе» от Морихея Уэсибы, где почти каждая тренировка по Айки-дзюцу для кого-то заканчивалась увечьем…

Капитуляция Японии во II-мировой войне, внесла в японское общество запрет на преподавание многих воинских дисциплин. Под запретом оказались практически все …дзюцу - американцы серьёзно опасались японского боевого духа и смертоносного мастерства носителей способных, воспитать воинов, обладающих навыками противостоять вооружённому насилию.

Этот факт дал толчок для пересмотра акцента и методологии во многих школах боевых искусств. В этот период произошла трансформация видимой части представляемого вида практики. «Дзюцу»мастерство одержания победы над внешним противником трансформировалось в «До» путь самосовершенствования, где противник находится внутри тебя – это твои слабости и ограниченность.

Присутствие видимого аспекта техники в ката, подразумевает и бункай(расшифровку) скрытых от любопытных глаз узких, специфичных вариантов развития событий...
Присутствие видимого аспекта техники в ката, подразумевает и бункай(расшифровку) скрытых от любопытных глаз узких, специфичных вариантов развития событий...

Морихей Уэсиба убрал из арсенала, практикуемого в айкидо многие опасные для человека концовки и ходы развития событий. Любая техника в айкидо стала заканчиваться мягким, изящным укеми или контролем. Практически все болевые воздействия в айкидо идут по естественному движению в суставах и болевой эффект обусловлен воздействием в первую очередь на связки. Таким образом болевое воздействие диктует агрессору условия для последующей капитуляции, не разрушая самого нападающего и не причиняя ему вреда.

Для примера взяв упражнение «шпагат» мы сталкиваемся с болевым эффектом в паховых связках, тогда как строение скелета и суставов позволяет делать это упражнение с большей амплитудой, что и демонстрируют в гимнастике люди, уделившие внимание растяжке.

Это не значит, что эффективность айкидо стала хуже. Это значит, что в условиях данной реальности нет необходимости в жёстких и опасных вариантах исполнения техники, но они присутствуют … в скрытой форме. Эксперты и специалисты видят эти возможные варианты развития событий, по не значительным деталям в расположении центра тяжести, углов атакующей оси и других нюансах, разбираемых на занятиях , где присутствуют проверенные и доверенные, а не случайные люди.

Такой подход позволил сохранить и не дал исчезнуть уникальным методам развития человеческого потенциала, секретам тактического и стратегического доминирования. Позволил в дальнейшем строить тренировочный процесс в системе айкидо с пользой для людей, заботясь о каждом человеке, независимо от его текущих индивидуальных способностей. Может быть, за счет этого мы получим в будущем меценатов, не имеющих спортивных задатков, но имеющих возможность оказывать спонсорскую помощь, имея спонтанную любовь к данному виду физкультурной деятельности (в том числе и спортивной).

Понятие "слабого направления" для человека будо.

Если вы ещё не поставили лайк поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал подпишитесь!
Если вам есть, что сказать оставьте комментарий!
По вопросам сотрудничества обращайтесь в ВК
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также:
Ось Ура - Омоте (Ura Omote).
ТРИ АСПЕКТА В АЙКИДО.
遠山の目付け (Enzan no metsuke). ВЗГЛЯД. Часть 1.
О духовности в боевых искусствах...