Сегодня мы продолжим виртуальные прогулки по окрестностям Изоплита. Ранее мы увидели комплекс гидросооружений близ поселка - это водокачка и необычная водонапорная башня.
Давайте обратим наш взор на восточные окрестности поселка. Видите гору за ним? Мы пойдём туда.
На небольшую гору ведут несколько троп. Вдоль одной из них мы заметили вот такой столб, глубоко вкопанный в землю. Что это такое? Скважина или что-то другое?
Продолжим путь по красивому сосновому лесу, под соснами здесь очень много земляники - можно легко набрать горсть в ладонь и насладиться вкусом лесных ягод.
Скал и крупных каменных останцев здесь нет - вот такие небольшие камушки))
Вскоре выходим к щебеночному заводу при карьере у Изоплита. По уточненным данным разработка карьера "Урочище" Березовским заводом стройконструкций ведётся с 1948 года. До 1958 года здесь камень добывали вручную. Затем на помощь каменоломам пришли станки канатно-ударного бурения, дробильно-сортировочные машины и экскаваторы. Механизация добычи камня принесла ощутимые результаты, с 3000 кубометров щебня в месяц стали добывать 15 тыс. куб. м. камня. Известными ударниками труда здесь были И.Г. Абинов - экскаваторщик, А.М. Токарев - машинист станка канатно-ударного бурения и И. Предько - машинист дробильной установки [1]. Рабочие карьера ходили обедать в столовую на Изоплите. Можете также посмотреть на наш красочный репортаж с карьера на Изоплите.
В 1964 году у карьера был построен щебёночный завод. К нему была подведена соответственно автодорога и железнодорожное сообщение [2]. Примерно в 2018 году была разобрана железнодорожная ветка к заводу. Наши похождения по разобранной ветке мы описали здесь.
Обратите внимание на бетонные квадратики - раньше такими были были замощены улицы на Изоплите. Уже потом их закатали под асфальт.
Поворачиваем на дорогу к заводу "Берит". По пути в некоторых местах можно легко свернуть и попасть на болотце.
А дальше начинаются знакомые нам болотные каналы и канавы. Зимой можно пробраться к небольшим озеркам в глубине болота.
Возвращаемся обратно на дорогу и проходим дальше.
В этот раз в отличие от предыдущих поездок мы решили побродить по окрестностям завода и подробно запечатлеть интересные находки.
В частности, нами была обнаружена гигантская каменная глыба у стены завода.
А вот ещё один выезд с завода, он мало эксплуатируется.
Вдалеке видны одни склады.
А вот ещё интересное место - большая заасфальтированная площадка у стены завода. Что бы это могло быть?
Проходим дальше к СНТ "Жулановское".
Проходим дальше за сады, минуя гигантские мусорные свалки между садами и заборами завода.
Вскоре по дороге стали попадаться и заброшенные подземные коммуникации.
Вот мы и пришли к более масштабным сооружениям. Давайте внимательно поизучаем галерею.
Что это такое? Как нам рассказали местные жители, это недостроенные очистные сооружения у Метростроя. В начале 1980-х годов у городской администрации были планы построить Восточные очистные сооружения и сливать нечистоты в Берёзовку. А представьте себе, на минуточку, как Свердловск бы сливал воду, а в Берёзовском бы её запах разносился... К 1982 году под дорогой на Изоплит с трассы на Ново-Свердловскую ТЭЦ были проложены большие трубы, и они подведены к этим сооружениям. В 1982 году бурное строительство оборвалось и больше к проекту очистных сооружений не возвращались, поскольку начали строить Северные очистные сооружения.
Любопытно отметить, что и другие попытки проложить централизованное водоснабжение в Изоплит в 1978 и 1988-1989 гг. не умели успеха [3].
Ссылки:
1) Сараев А. На помощь пришли механизмы // Берёзовский рабочий. 28.09.1958.
2) Старостин А. Березовский завод строительных конструкций: хроника, люди, события. Научно-популярное издание. Екатеринбург: «Генри Пушель», 2014.
3) Богоявленский Л. Шарташ в осаде // Вечерний Свердловск. 09.07.1988.