Найти в Дзене

Как разговаривать с шумными соседями: Алгоритм предъявления требований

Оглавление

В данной статье:

📌 Структура требования;
📌 Разбор данной структуры на примере с шумными соседями;
📌 Ответы на распространённые вопросы: что делать, если мое требование все равно не выполняется и как быть, когда сосед переходит на оскорбления.

О данном алгоритме узнал от Владимира Георгиевича Ромека на курсе по основам поведенческой психотерапии
Ругань, уборка, крики детей, вой собак, ремонт, шум телевизора, игра на музыкальных инструментах, пьяное караоке и в центре этого - вы
Ругань, уборка, крики детей, вой собак, ремонт, шум телевизора, игра на музыкальных инструментах, пьяное караоке и в центре этого - вы

Структура требования

  1. Описание ситуации
  2. Содержание требования ("Я требую/прошу ...")
  3. Обоснование требования

ШАГ №1: ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Лаконично и понятно опишите ситуацию. Без лишней информации, чтобы не давать вашему собеседнику лишних поводов за эту информацию зацепиться.

❌ Пример НЕПРАВИЛЬНОГО описания ситуации

- Добрый вечер. Я ваш(а) сосед(ка) снизу. В моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. Мне завтра рано вставать. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Так время ещё детское!
Я в это время ложусь спать.
- А зачем так рано ложиться? Вы другим людям нормально отдохнуть не даёте.
-
Мне вставать в семь утра и я хочу нормально выспаться!
- А мне вообще завтра в 7:00 уже нужно на работе быть! Я же не жалуюсь!..

Далее мы рассмотрим, что делать в такой ситуации, когда вас закидывают вопросами или бесполезными репликами.

ШАГ №2: СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ("Я ТРЕБУЮ ...")

Не обязательно составлять требование именно форме "Я требую". Главное, чтобы вашему визами было понятно, о чём мы его просим. Только не старайтесь скромничать и быть чересчур приличными и воспитанными, например, говоря:

 Не могли бы вы, пожалуйста, убавить музыку

Скорее всего, в этом случае вас всё равно услышат и просьбу выполнят. Но вы будете более убедительны, если сформулируете просьбу уверенно. Например:

✅ Сделайте, пожалуйста, потише
Я прошу вас убавить громкость музыки

ШАГ №3: ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

На данном этапе мы говорим об основании нашего требования. Основанием может служить закон или что-то, что подразумевает негативные последствия (жалоба арендодателю или участковому).

Если вы не убавите громкость музыки, я на основании закона № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» буду вынужден(а) обратиться в соответствующие органы и подать на вас жалобу.

Как пользоваться данным алгоритмом?

  1. Вы заранее продумываете свою речь и запоминаете её.
  2. При контакте с собеседником воспроизводите только первые два шага.

    🔹
    Успех с первого раза? Поздравляю, задача выполнена! ⭐️

    🔹
    Получили ответный вопрос или реплику, которая не касается ответа на вашу просьбу? Воспроизведите дословно первые два шага заново (только в этом случае можно уже не представляться).

    🔹
    Снова не получили желанный ответ? Продемонстрируйте, насколько вы упорны: произнесите в третий (и последний) раз столь непонятные вашему собеседнику слова. Поверьте, к такому его жизнь ещё не готовила.
  3. Снова очередная непрошенная реплика? Что ж, мы пытались по-хорошему... Настало время реализовать третий шаг - говорим о последствиях, получаем ответ (любой) и уходим.

Обратите внимание на три ВАЖНЫХ дополнения:

❗️ Старайтесь в своём поведении быть предельно спокойными. Не выражайте излишнюю мягкость или, наоборот, недовольство, презрение и прочие негативные проявления. Говорим ровным и спокойным голосом, выглядим соответствующе (руки не на поясе и не согнутые в локтях - свободная жестикуляция; брови не морщим; взглядом не буровим)

❗️ Если вас перебивают, возьмите паузу, дождитесь, пока собеседник закончит говорить и начните всё сначала.

❗️ Цель вашего визита - произнести заготовленную речь. Конечно, мы обращаемся к собеседнику потому, что хотим добиться изменений. Но это вне сферы нашего контроля. Мы не можем контролировать поведение других людей. Но мы способны влиять на их поведение. Путём просьб и требований. Поэтому, ваша задача: продумать речь, запомнить и произнести её три раза. На этом всё.

Вечный ремонт
Вечный ремонт

Примеры продуктивного применения данного алгоритма

✅ ПРИМЕР 1

- Добрый вечер. Я ваша соседка снизу. В моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Так тихо же играет!
В моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Вон, другие соседи никогда не жаловались, всё всегда нормально было.
- Я понимаю вас.
Но в моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Хорошо, сейчас убавлю.
- Спасибо⭐️

✅ ПРИМЕР 2

- Добрый вечер. Я ваш сосед снизу. В моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Здрасьте. А она вам чё, мешает что ли?
- Я хочу вам сказать, что
в моей квартире очень громко слышно музыку из вашей квартиры. Сделайте, пожалуйста, потише.
- Я не могу понять, тебе вообще какое дело до этого? Моя квартира: что хочу, то и делаю!
- Я вас понял. Но проблема в том, что
в моей квартире очень громко слышно музыку, что играет у вас. И я прошу вас сделать потише.
- Проблема в том, что ты докапываешься до меня в моей собственной квартире! Вали отсюда!
- Мне очень хотелось решить всё по-людски, поэтому я сначала решил обратиться к вам лично. Но
если вы не убавите громкость музыки, я на основании закона № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время» буду вынужден обратиться в соответствующие органы и подать на вас жалобу.
- ... (закрыл молча дверь и убавил музыку)⭐️

Ох уж эти бабушки с их электрогитарами...
Ох уж эти бабушки с их электрогитарами...

Зачем столько раз повторять?

Люди не всегда готовы услышать с первого раза. У многих первой реакцией на требование по отношению к ним будет желание оправдаться или отстоять свою позицию - неправым быть тоже неприятно. Они даже не успевают нас услышать (подумать). Как правило, чтобы нас услышали и перестали препираться, достаточно три раза описать ситуацию и высказать требование. Наш собеседник в этом случае, как минимум, успеет подумать и его ответ будет уже не настолько реактивным. А ещё неслабо так удивиться. Не каждый день ему три раза подряд спокойным тоном повторяют один и тот же текст. При всём этом мы сохраняем адекватность.

Что делать, если моё требование не выполняется, а наказания за деятельность моего личного злодея не предусмотрено?

Стратегия и в этом случае не меняется: три раза повторяем описание ситуации (1) и наше требование (2). Трижды нас посылают куда подальше. Окей, мы не обидчивые, но и сдаваться так просто не собираемся. В следующий раз, когда этот "нехороший человек" будет творить злодеяния, снова идём к нему. И снова произносим тот же текст: ситуация + требование! Конечно, сохраняя полное спокойствие и уверенность.

Даже если у вас изначально не получилось вести себя уверенно, то на пятый раз вы уже будете чувствовать себя мастером. Это как яичницу готовить - дело недолгой практики.

Снова получили отказ? Не беда, в следующий раз, когда сосед снова начнёт докучать, делаем то же самое. И так до победного. Это в итоге сработает. Просто в этом случае наказанием будет не административное взыскание или что-то подобное, а вы сами станете для вашего визави ночным кошмаром. При этом ваша адекватность по-прежнему сохраняется. Даже если вы к нему обратитесь тысячу раз - ваша просьба адекватна!

Почему это сработает? Потому что классическую схему Стимул-Реакция никто не отменял. Вы со своими надоедливыми просьбами - стимул; недовольство "соседа" - реакция. Он уже только при вашем виде будет понимать, что сейчас будет и что ему снова придётся отвечать на ваши требования. Более того, со временем вы и его деятельность, которой он занимается и которая причиняет вам дискомфорт, также "свяжитесь в его голове".

Представьте, как только ваш сосед решит прибавить громкость музыки, так у него в голове сразу всплывёте вы. Он уже заранее знает, к чему приведёт его поведение: вы подниметесь к нему на этаж, начнёте стучать в дверь и произносить слова, от которых ему уже плохо. Оно ему надо?

Как реагировать на оскорбления?

Вообще не реагировать - оставаться спокойными. Если вас послали, оскорбили - не принимайте это на свой счёт. О вас данный факт ничего не говорит. Вы и То, что о вас говорят или думают другие люди - это абсолютно разные вещи.

Если вас назовут дураком, дураком вы от этого не станете.

Вы пришли к соседу не для того, чтобы ругаться с ним и не для того, чтобы показать, какой вы хороший человек. И даже не для того, чтобы он прекратил безобразничать. Вы пришли рассказать о ситуации, к которой он причастен и попросить его изменить поведение. Вам всё равно, что он о вас подумает. Вы действуете из своих строго определённых интересов. Ведь от этого зависит ваше благополучие.

Иногда у нас возникает желание пойти и стукнуть по башке надоедливому соседу. Прям с порога хочется взять и высказать всё, что о нём думаем. Но тем самым мы только пробудим в нём желание защищаться и отстаивать свою правоту. Как минимум, ему вряд ли захочется изменить поведение, чтобы больше не причинять нам дискомфорт. Скорее, наоборот, он с ещё большим энтузиазмом начнёт топать, слушать громко музыку и каждый день делать перестановку. А мы в ответ молотком по батарее. А он нам в ответ то же самое. И так до бесконечности. Точнее, пока кто-то из вас не съедет.

Напрашивается житейский вопрос: оно вам надо? Не пытайтесь портить отношения с соседями. Вам ещё жить с ними. Да, они бывают надоедливыми. Но шумят они не вам назло. У них и своих забот полно и ни один человек в здравом уме не помещает в список дел пункт "Побесить соседа". Если, конечно, до этого отношения уже не были испорчены.
Идеальные соседские отношения
Идеальные соседские отношения
Помните, люди в большинстве своём охотно идут на уступки. Они не хотят причинять дискомфорт и им не нужны проблемы. Всё, что от нас требуется - правильно попросить. И вы обязательно добьётесь успеха и в вашем доме воцарится уют и спокойствие!