Масару Уэда преподает в Москве карате, стиль Окинава Кэмпо. В один из дней к нему пришел очень грубый русский, и это был тот самый случай, когда японская философия смогла поменять жизнь русского человека к лучшему.
Где-то шесть или семь лет назад ко мне пришел мужчина. Его звали Владимир. Он был очень грубым. Очень добрым и сильным, но грубым. Сначала мы тренировались вместе, но он не мог контролировать свои эмоции, из-за этого спаррингом было заниматься невозможно.
Я просил его выполнять упражнения медленно, он говорил “хорошо-хорошо”, а потом сильно бил. Из-за этого произошла проблема с другими учениками, несколько из них ушли из группы, потому что не хотели заниматься с ним спаррингом, очень уж сильно он бил. У других хорошо получалось контролировать свои эмоции, а он как будто занимался карате, чтобы снять стресс, поэтому очень грубо и сильно дрался. Я постепенно ему все объяснил и он стал потихонечку меняться. Через два-три года он стал поспокойнее, он, конечно, по-прежнему достаточно грубый, но все же.
В итоге поменялась не только его техника (он стал более медленно и осмысленно работать), но и его характер.
Учит ли карате не только драться
Философия… Это очень сложная тема. У меня, конечно, есть своя философия, в карате – тоже, но люди чувствуют и думают по-разному, поэтому я не навязываю, как нужно делать и как надо думать. Я преподаю только карате и технику. Через эти техники каждый ученик, прислушиваясь к своим мыслям и чувствам, может найти свою философию.
В нашем стиле карате достаточно сильные техники, и очень много и философских моментов, но сказать, что, изучив все эти техники, ученик поймет сразу всю философию нельзя. Я думаю, то же самое можно сказать и в отношении других единоборств и стилей карате. Например, в дзюдо кендо, дзюдзюцу и других – у всех есть это. Поэтому я сказал бы, что выдающийся не сам стиль каратэ или единоборства, а человек, который ими занимается. Я думаю, что моя роль как учителя не давить на ученика со своей философией и идеями, а быть скорее посредником. Моя роль как учителя – помочь в осознании некоторых вещей. Ключевое слово - помощь. Если рассказывать ученику слишком много, то можно так потерять его рост, так можно просто задавить человека своим мнением. Поэтому нужно преподавать, но не задавливать человека своими техниками.
Я так думаю: у каждого человека уже есть свой стиль. По-японски это звучит так: 一人一流派 «Каждый человек должен построить свой стиль.»
Заключение
Люди занимаются карате, чтобы вырасти. Со мной то же самое. У меня, допустим, достаточно сильный удар руки или ноги, но я не хочу использовать это на улице. Я занимаюсь карате не для улицы, хотя изначально начал заниматься, потому что надо мной издевались в школе.