«…Дворник трубку курит, курит…
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
- Глянь-ка, Маня… — крикнул Ваня.
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!»…
(Д. Хармс)
«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».
(агитационный слоган 1920-х годов)
Несмотря на то, что вождь мирового пролетариата посещал праздничные елки, а его старшая сестра Анна Ульянова продолжала ставить их для своих племянников даже после ломки «старого мира», в целом зимним праздникам пришлось не сладко. Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс.
«Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.:
«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».
Д. Бедный «Рождественская картина. Бытовая»:
«Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!»
Гонения на Деда Мороза и елку прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил неуемных «вечных революционеров» и начал потихоньку воскрешать некоторые из старых традиций.
Конечно, ни о каком официальном праздновании Рождества речи быть не могло. Зато 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла установочная статья секретаря ЦК КПСС П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ.
П. Постышев:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…».
В обоих документах всем комсомольским организациям настоятельно рекомендовалось провести для детей новогодние (не рождественские!) елки. Восьмиконечную белую звезду Вифлиема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Впервые он «вышел из подполья» в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов состоялась первая кремлевская елка. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали». Как бы в ответ на эту критику, в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы.
Влияние рекламы в СССР с успехом заменяли руководящие указания из центра. Если партия сказала праздновать елку, то на следующий день вся многомиллионная страна отзывалась: «Есть!». В результате высшим официальным лицом на время новогодних праздников становился именно Дед Мороз.
В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. Как мы уже говорили, на Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховым "прикидом" и мешком с подарками. В остальном он ничуть не напоминал кругленького гномика Санта Клауса, наоборот — был рослым, могучим богатырем с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни.
Шуба у Мороза, в отличие от Санты, спускалась до пят и подпоясывалась не ремнем, а кушаком. Цвет шубы сначала был, как и положено зимнему владыке, фиолетовым, но постепенно стал вытесняться более нарядным красным. На голове была шапка с опушкой ровной круглой формы без всяких там кисточек и помпонов. Руки прятались в огромные рукавицы, а на ноги одевались либо красные сапоги, либо валенки. Ездил он не на оленях, а на русской тройке… Да и ездил не один, а с очаровательной спутницей, аналогов которой нет ни в одной стране. Но об этом - в следующий раз.
Автор статьи: Сергей Курий
См. также: