Процедура получения рецептов на сильные опиоидные обезболивающие в последние годы упростилась после нескольких громких скандалов и внимания к проблеме СМИ, но до сих пор пациенты часто сталкиваются со сложностями. Опиоидные анальгетики - препараты строгой отчетности, многие врачи просто боятся брать на себя ответственность и назначать их. Терапевты скидывают эту ответственность на онкологов, потому что назначение морфина пациенту в терминальной стадии рака кажется логичным и не вызывает вопросов, а лежачей бабушке с глубокими пролежнями - нет. Да и онкологические пациенты должны ждать по несколько дней, чтобы попасть к онкологу на прием и получить назначение. Если очередь большая (а она обычно большая), ожидание может растянуться на неделю-две. В результате практически любой человек может оказаться в ситуации, когда при сильной прорывной или хронической боли он окажется без обезболивания. Если у вас кончилось обезболивающее, а вы не успели получить рецепт или отоварить его, если боль появилась впервые и вы не были подготовлены к этому, вы имеете право вызвать скорую помощь для купирования боли.
Что делать, если скорая отказывается ехать на вызов и направляет в поликлинику?
Отказ незаконен. В приказе Минздрава от 20.06.2013 N 388н сказано, что поводом для вызова скорой помощи могут стать внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, в том числе болевой синдром. Вам не имеют права отказать в обезболивании, если у вас нет выписанного рецепта на получение анальгетиков.
А если диспетчер говорит. что все бригады на вызовах и у них нет наркотических обезболивающих?
Ссылайтесь на приказ Минздрава N 388н, а также скажите, что вы знакомы с требованиями к «комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи», которые регулируются приказом Минздрава от 22.01.2016 N 36н.
Иными словами, в укладке любой бригады должны быть наркотические обезболивающие (фентанил и морфин, раствор для инъекций), психотропные лекарственные препараты (диазепам, раствор для инъекций, а в укладку реанимационной бригады добавляется еще и кетамин и мидазолам в растворе для инъекций).
Что делать, если после этого диспетчер все равно не принимает выбор?
Все разговоры с диспетчером записываются, поэтому узнайте фамилию диспетчера и сообщите, что в дальнейшем при рассмотрении дела судом или при возбуждении уголовного дела должностное лицо государственного органа вправе потребовать запись, на которой зафиксирован отказ от выезда.
Чтобы сообщить о факте отказа и нарушении прав пациента, позвоните на горячую линию Росздравнадзора по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья (8-800-550-99-03), на горячую линию Фонда «Вера» (8 800 700-84-36), а также на горячую линию Минздрава по вашему субъекту РФ.
Если отказ выехать врача скорой медицинской помощи повлек причинение среднего, тяжкого вреда здоровью или смерть, такое деяние квалифицируется по части 2 статьи 124 Уголовного кодекса РФ.
Если пациент находится не по месту прописки или регистрации, к нему приедет скорая?
Да, скорая обязана приехать на вызов. В приказе говорится, что обезболивание паллиативных пациентов наркотическими препаратами осуществляется по месту фактического проживания человека. То есть адреса проживания может не совпадать с адресом регистрации, а несовпадение не может стать причиной для отказа.
Скорая сообщит в поликлинику о вызове и проинформирует, что пациенту нужно обезболивание.
Как быть, если скорая приехала, но требует показать рецепт на опиаты от онколога или терапевта?
Для того, чтобы обезболить пациента, скорой не нужен рецепт: болевой синдром является угрожающим для жизни состоянием. При выраженном болевом синдроме, который не купируется ненаркотическими обезболивающими средствами, врач скорой должен обезболить наркотическим препаратом из тех, что есть в укладке скорой помощи. Решение об обезболивании врач скорой принимает в зависимости от медицинских показаний.
Что делать, если вместо морфина ввели менее сильное обезболивающее?
Решение об обезболивании врач имеет право принимать по своему усмотрению, поэтому заставить его ввести именно морфин родственники больного не могут. Но если лекарство не подействовало, вы имеете право вызвать другую бригаду, объяснить ситуацию и требовать более сильный препарат.
Сохраняйте упаковки от препаратов, полученных от скорой помощи, пока болевой синдром не будет снят. Так вы сможете показать их врачу и объяснить, что они не подействовали.
Если у вас остались вопросы по обезболиванию:
Горячая линия Росздравнадзора по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья – 8-800-550-99-03;
Горячая линия Фонда «Вера» – 8 800 700-84-36.
Горячие линии по здравоохранению в субъектах РФ.
Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61