Метанойя. Победа над греховностью
- «Не могли бы Вы пояснить смысл притчи. Суть в том, что монах пал: совершил блуд с женщиной. Когда же к нему приступили бесы, толкая его в отчаяние, он ответил: "Не согрешил я". По другой версии ответил: "Это был не я". И это трактуется как победа. Но ведь так поступают тысячи людей каждый день. В чем здесь победа? А как же покаяние? Наверное, речь о том, чтобы не отчаиваться, совершив грех, но здесь именно отрицание греха. Я не понимаю, объясните, пожалуйста».
А здесь именно речь о покаянии. Потому что покаяние — это «метанойя» по-гречески, «изменение».
Поясню на своем примере. Допустим, у меня есть какой-то грех, совершаю его постоянно. Этим грешу, грешу, никак из этого выпутаться не могу. Да, я им тягощусь, в общем, мне это неприятно. Я как-то с этим борюсь, но безуспешно. В этом болоте я нахожусь, нахожусь, нахожусь… И вдруг наступает момент перерождения, преображения: я вдруг осознал всю мерзость того, что я натворил. Осознал всю степень своей греховности! Вдруг я как будто бы вышел из того своего состояния в другое состояние. Это и произошло изменение, «метанойя». Я посмотрел, что натворил: «Боже мой, какой кошмар!» И всё! Я туда больше не вернусь ни при каком раскладе! Меня уже не заставишь. И после этого осознания ко мне бес подходит: «Смотри, что ты натворил». А я говорю: «Это был не я. Это был другой я. А теперь я, сегодняшний, — это не я вчерашний». Да, я в этом грехе жил много лет, но это был тот «я». А сегодня я другой, я переродился: тот «я» умер, а этот «я» живой. Я другой. Вот о чем идет речь.
Это и есть истинное, подлинное покаяние, изменение, перемена, преображение. Это так же, как человек умер и воскрес. То есть это была старая его жизнь, а вот сейчас у него другая, иная жизнь. Так что, мне кажется, речь идет об этом.
Вы здесь говорите, что «так поступают тысячи людей каждый день». Нет, не так они поступают. Они грешат, и в этом же грехе продолжают быть. Бывает, кто-то вдруг в какой-то момент придет в себя и скажет: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Это и есть момент покаяния, момент изменения, момент «пришел в себя», очнулся от этого сна. Получается, что это был не я. Это был какой-то другой человек, это был старый я. Ну, надеюсь, понимаете, о чем я.