Найти в Дзене

Сколько же советских самолётов было уничтожено в первые дни войны

Про полный разгром советской авиации и канонические цифры в 1200 потерянных самолётов 22-го июня едва ли кто из интересующихся историей войны не знает. Однако, хотя картину на советских аэродромах и можно в какой-то степени представлять, как апокалиптическую, самые разные авторы часто уходят в излишние крайности. Как в описании масштабов катастрофы, так и её причин.

Мне захотелось самому просто посмотреть цифры потерь в первые несколько дней, чтобы получить представление объективное, а не читать чью-то версию. Благо сейчас и документов есть в открытом доступе немало, и исследование серьёзные появились. Например, такой автор как Михаил Тимин, очень рекомендую. Правда, он настолько глубоко капает и даёт настолько высококачественную информацию, что читать можно лишь настоящим фанатам. Так что истинным любителям рекомендую почитать Тимина, я же постараюсь не вогнать читателей в сон огромным числом цифр.

Для начала стоит признать, что совсем точных цифр мы не получим, так как в данных о потерях путаница и много пробелов. Причины тут и объективные (что-то утеряно) и субъективные (информацию искажали сознательно), и много других. Это легко понять и просто представив обстановку тех дней, и почитать документы, где опечаток и нестыковок пруд пруди. Но с другой стороны, совсем точные цифры не столь принципиальны для общей оценки, а порядок понять можно.

Чтобы не ставить перед собой нерешаемые в рамках одной стать задачи, я решил ограничиться лишь главным направлением, то есть Западным фронтом.

-2

Начнём с того, что количество самолётов к началу войны в разных источниках несколько отличается. Если мы возьмём такой авторитетный источник как сайт Rkka.ru, там приводятся цифры в 1658 боевых самолётов, из которых 205 неисправно.

Там есть и данные по числу экипажей — 1702, из которых 973 способных одновременно подняться в воздух для выполнения боевого задания. 1286 экипажей могли летать только днем в простых метеоусловиях, а 574 переучивались или вводились в строй по прибытии из училищ. Из общего числа экипажей на новых типах истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков указано 347, но способных одновременно подняться в воздух лишь 39.

Приводятся и другие данные по числу самолётов, например, 1789, или 1539, но только боеготовых.

Согласно справочнику «Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 года), на 1-е июня в Западном округе указано 1762 самолёта. В эту цифру не входит 3-й авиакорпус, которые учитывается в авиации дальнего действия. Но это число самолётов не фронта, а округа, что не одно и тоже.

Источником данных о потерях историкам в основном служил Журнал боевых действий Западного фронта. Страницы, где речь идёт о потерях самолётов я приведу в конце, пока же цифры.

За 22-е июня ВВС Западного фронта потеряли 738 самолетов, из них 528 на земле. Там же указано, что командующий ВВС генерал Копец, узнав о таких потерях застрелился. Отмечу, что официальная версия по поводу самоубийства генерала не единственная, поводы могли быть и другие, например, то, что НКВД получило 21-го приказ его изъять и привезти в Москву по делу Смушкевича. Впрочем, это к теме статьи не относится.

23-го июня было потеряно 125 самолётов, из них 63 на земле, 24-го — 71 самолёт, из них 12 на земле, 26-го — 89, из них 12 на земле, 28-го — 45 самолётов, из них 18 на земле. Всего за первые 9 дней войны по данным ЖБД штаба Западного фронта потеряно 1358 самолётов, из них 679 на аэродромах.

К этому могу добавить, что по моим подсчетам, 30-го июня было потеряно около 40 самолётов в воздушных боях.

Есть также данные, что за первые два дня на Западном направлении было потеряно 1497 самолётов. Эту цифру приводит в книге «1941. Горькие уроки: Война в воздухе», весьма известный автор Дмитрий Хазанов, и даёт даже ссылку на архив: ЦАМО РФ Ф. 35. Оп. 107559. Д. 6. Л. 4–6,40–82. К сожалению, в числе доступных документов именно этого нет, сам фонд содержит архивы ПВО, так что не совсем понятно, откуда там данные по потерям наших самолётов. Возможно автор ошибся, но в любом случае, данные о полутора тысячах потерянных советских самолётах за два дня войны выглядят слишком невероятными.

-3

Мы располагаем также данными по количеству самолётов ВВС Западного фронта на 1-е июля. Было 519 самолётов, если суммировать количество указанных в документе машин, или 498, если взять итоговую сумму в самом документе. Но, как я написал выше, пытаться получить данные с точностью до одного самолёта бесполезно, так что имеем полтыщи машин, плюс-минус несколько.

Если суммировать это с вышеуказанной цифрой потери, то вроде получаем 1800-1900 самолётов на начало войны, и она не должна вызывать каких-то особых сомнений. Но в состав ВВС Западного фронта 25-го июня добавилась 23-я смешанная авиадивизия, в которой было 118 самолётов. С учётом её самолётов расхождения в цифрах ещё существеннее. Но более точные данные пока не удаётся получить, и, возможно не будет. Однако, общее представление, как мне кажется, мы видим.

-4

Утомлять больше цифрами вас не хочу, но что я бы хотел ещё сказать. Если вы обратили внимание на цифры выше (по боеготовым экипажам), то они показывают, что наши пилоты были, мягко говоря, не очень хорошо подготовлены. По отдельным истребительным полкам встречаются данные, что аж треть пилотов имела налёт 20-30 часов. Это взлёт и посадка. Для них не то что воздушный бой, для них просто посадка на полевой аэродром — уже опасное дело. Также мы видим, что на новых истребителях летать умели единицы, да ещё и часть новых самолётов, которые числились в войсках были не готовы, недоукопмлектованы, не имели нужного горючего. То есть наши пилоты встречали немцев на И-16 и И-153, которых в Западном округе числилось соответственно 417 и 269. Во 2-м воздушном флоте Люфтваффе было 167 Bf.109E и 278 Bf.109F. Налёт немецких пилотов в часах никто не измерял, таких бы просто не допустили на фронт. Представить себе воздушный бой между «Фридрихом» (Bf.109F), вооружённого 20-мм пушкой и двумя пулемётами, скорость которого 620 км/час, и нашей «Чайкой», у которой 426 км/час скорость и четыре 7.62-мм пулемёта ШКАС, как-то даже страшно. А уж понять и объяснить, как мог какой-то наш, пусть даже более опытный пилот, на «Чайке» завалить «мессер», пилотируемый немцем, начавшим воевать ещё в Испании, я точно не возьмусь. Но это конкретные факты первого дня войны. Заваливали.

Поэтому если у кого-то сложилась картина, что советская авиация в первый же день войны сгорела на аэродромах, а остальная часть сбита в воздушных боях, и немцы потом летали в пустом небе, где лишь изредка встречались одинокие наши самолёты, то это не так. Потери первого дня были огромны, но потом они, как видно, резко снизились. И наша авиация, хоть и потеряла в первые дни не то что полки, целые авиационные дивизии, всё-таки ещё сохранилась. И воевала. И это ведь я привёл данные по самому разгромному для нас участку. А, например, в Молдавии картина совсем иная была.

Наши пилоты в первые дни, на «Ишаках» и «Чайках», умудрялись вступать в бой с «мессерами» и выходить победителями. Мы и имён то большинства не знаем, а эти имена бы стоило вырубить на самом твердом камне, чтобы на века сохранились. Я не склонен к излишнему пафосу, но как-то по-другому и не скажешь.

-5

Рекомендую вам также мою статью:

Крылатый символ «Блицкрига»