Итак, май 1937 года. Внезапно арестовывают многих высокопоставленных командиров Красной Армии: Тухачевского, Уборевича, Якира и несколько фигур уровнем пониже. Арестовали бы и Гамарника, но он успел застрелиться.
Арестованных судили специальным судом, состоявшим из крупных военачальников (в частности, там Шапошников заседал), осудили и расстреляли. Ну а при Хрущёве реабилитировали. До 90-х было всё ясно. Мол оклеветали, признания выбили. В доказательство приводили свидетельства экспертизы 50-х годов, что на протоколе допроса Тухачевского обнаружили следы крови. Впрочем, речь шла о небольшом пятнышке, а вовсе не о лившихся потоках крови. Да и на фотографиях с процесса Тухачевский выглядит вполне пристойно. Ну а в 90-е начали во всём сомневаться и в этом тоже. Опять же из военного гения, уничтоженного культом личности Тухачевский что для правых что для левых стал превращаться в «аццкую сотону». Ну про Михал Николаича я как-нибудь персонально в следующий раз поговорю, а пока про заговор.
Итак, откуда есть пошла идея, что в Красной Армии зреет этот самый заговор?
Да с самого создания Красной Армии! Собственно, заговоров в Гражданскую войну хватало вполне реальных. Про случаи предательства старорежимными офицерами Ганин целую книжку написал, которая скоро выходит.
Полководцы от сохи тоже не отставали в этом деле и то батька-атаман Григорьев восстанет, то какая-то мутная история произойдёт с Думенко, не менее мутная - с Мироновым. Да что там говорить?! Даже бригада дивизии Чапаева умудрилась восстать, правда уже после его гибели. Стоит ли удивляться, что с самого начала мирного времени всякие слухи о заговорах в Красной Армии не прекращались. В 1923 году прогремело дело Варфоломеева. В шпионаже обвинялся человек из штаба Западного фронта, которым в то время командовал ещё Тухачевский. Вскоре самого Тухачевского снимают с командования фронтом. До этого Дзержинский копал в направлении штаба Западного фронта. «Нельзя пассивно ждать, – поясняет он свои распоряжения, – пока «Смоленск» пожелает «продиктовать свою волю Кремлю».
Всё это проходило в период кризисов внутри большевистского руководства. Ленин жив (но скоро умрёт), а его соратники уже делили наследие тяжело больного вождя. Ходили слухи о том, что Тухачевский мог договориться с Троцким. Но это было изначально маловероятно. Во-первых, бывший гвардейский офицер имел антисемитские настроения, чему есть свидетельства в эмиграции. Во-вторых, Троцкий проводил политику назначения военспецов на высокие должности. У Тухачевского же к военспецам, похоже, было довольно сложное отношение. Наконец, по факту Запфронт ничего не сделал и не пытался сделать для поддержки Троцкого.
Тем не менее, слухи о нелояльности Тухачевского муссировались, в частности, в эмиграции. Забавно, что вторым кандидатом на “красного Бонапарта” называли...Будённого. Семён Михайлович, верная шашка Сталина и заговорщик? Абсурд! На самом деле нет. Тухачевскому не хватало для переворота самой “малости” - поддержки в войсках и в стране. Для многих офицеров он был “предателем”, ведь пошёл “продался большевикам”, пошёл не по мобилизации служить и не против внешнего врага, а добровольно и прямиком - на Восточный фронт. В партию сразу же вступил. Для краскомов он “своим” тоже не был. Во-первых, он старорежимный офицер. Гвардейский, кадровый. Да ещё какого полка?! Семёновского — того самого, что утопил в крови Красную Пресню!
Контрреволюционней некуда. Да, Тухачевский перешёл на сторону большевиков, да он позиционирует (знали ли вчерашние крестьяне такое слово?) себя революционным полководцем.
Но Бонапарт тоже в своё время был революционным генералом, а потом изменил революции и вжух - уже император. Может, Тухачевский хочет его карьеру повторить?! Опять же, контакты и приятельские отношения с бывшими офицерами не прекращал, да ещё прилюдно заявлял, что многому у тех учиться надо. Другое дело - Будённый! Он имеет огромное уважение в армии. Его первоконники за ним в огонь и воду! Он подлинно народный герой, его слушаться и крестьяне будут и рабочие. Да и интеллигенция, скрепя сердцем, не будет против и такого диктатора, если он установит “порядок”. А может и будет, кто знает, что у неё там на уме, у мятущейся интеллигенции? Да только кто её спрашивает?!
Раз были подозрения, то и компромат собирали. Зданович в своих книгах приводит его. Но относительно Тухачевского такой компромат только смех вызывает. Мол отжал в пользу своей семьи имение, которое принадлежало его семье, однако было продано ещё задолго до революции. Да и в целом он обвинялся в в слишком широком образе жизни..
В 1930 ситуация была для Тухачевского хуже. На него получили показания от арестованных по делу “Весна” бывших офицеров Какурина и Троицкого.
Однако, по свидетельству Сталина, была проведена очная ставка, было запрошено мнение Якира, Дубового и, вероятно, Гамарника. В итоге Тухачевскому поверили и “зачеркнули” дело. Правда, Сталин обо всём этом говорил в 1937 году, уже после ареста Тухачевского, но искажать истину тут ему не требовалось. К тому же факт проверки и результатов “оказался чистым на все 100 %” подтверждается документально.
С тех пор много изменилось. Тухачевский вновь вошёл в силу в середине 30-х, правда, пулемёт, т.е. войска, ему уже никто не давал. Но должность 1-го заместителя народного комиссара обороны (министра обороны по-современному) - это сильно. Это 3-й человек в армии, а то и второй. Один из 5-ти маршалов (при том, что Ворошилов был скорее политической фигурой, а к Блюхеру было много претензий уже тогда).
Перед Тухачевским в начале 30-х извинялся (!) сам Сталин. Вождь слушает его по вопросам строительства армии. Тухачевский представляет армию в Европе. Это с одной стороны. С другой стороны, в армейское среде зрело недовольство. Обычно говорят о недовольстве Ворошиловым, но едва ли не сильнее критиковали начальника Генерального штаба Егорова. И вот тут схватились как раз те, кого скоро запишут в заговорщики. Тухачевский был категорически не согласен с оценкой Германии (теперь мы знаем, что он сильно завышал численность её армии после мобилизации), ему оппонировали. Были споры и по более частным вопросам.
Тут должен был быть целый сериал про то, кто на кого обижался в Красной Армии 30-х годов, кто кого ненавидел и всё такое. Однако при редактировании я осознал, что читать этот Сильмариллион интриг мало кто станет. Потому буду краток. В Красной Армии было множество небольших групп командиров, которые сталкивались по профессиональным вопросам и по личным отношениям с представителями других групп. Тухачевский у того же Ворошилова искал поддержки против Егорова, чьим планом на случай войны был недоволен и он и многие другие. В таких условиях какой-то заговор был не то, что невозможен, но очень сомнителен. Да, известный исследователь Минаков говорит о совместном выступлении летом-осенью 1936 года Гамарника, Тухачевского, Якира и Уборевича против Ворошилова. Но опять же, они пытались выйти на Сталина с требованием снять наркома. Но и этот “союз” стал раскалываться осенью 1936 года, когда Уборевич повздорил с Тухачевским по поводу оценки боевой подготовки войск его Белорусского Военного округа и… писал Ворошилову о том, что де Михаил Николаевич тут не прав. Какой смысл писать это тому, против кого готовишь интригу, а то и, как некоторые уверяют, переворот? Более того, Уборевич просил сменить его начальника штаба Боброва (его арестуют в мае 1937 года и расстреляют) на Колпакчи. Как известно, Владимир Яковлевич Колпакчи не был осуждён, а наоборот, отправлен летом 1937 года в Испанию, что показывает доверие к нему. В дальнейшем он сделал отличную карьеру, окончив войну командующим армией и Героем Советского Союза. Ну хорошо, предположим, Уборевич и Бобров готовили военный переворот. Это очень логично просить поменять “заговорщика” на человека, которого таковым даже грозное НКВД в 1937 не признало?
В 1936 году ситуация в стране накалялась. Пошли аресты “червоных казаков” - служивших в 1 кавалерийском корпусе Червоного казачества. Как правило, эти люди служили на Украине, в округе Якира. Естественно у многих появился вопрос “а что за человек Якир, если вокруг него собрались враги народа”? Такие речи можно прочитать и в доносах Ворошилову. Дальше-больше. На “московском процессе” над Бухариным и ко звучат обвинения в адрес Тухачевского и других командиров в заговоре. В марте 1937 года арестован Гарькавый, командующий Уральским военным округом и свояк Якира.
В мае 1937 года происходит масштабная перестановка в Красной Армии. Тухачевский получает Приволжский военный округ, Уборевич - Среднеазиатский, Якир - Ленинградский.
Найти в этих назначения какую-то военную логику сложно. Тухачевский в своё время имел опыт войны на Волге, да только кому в здравом уме в 1937 году придёт в голову готовится воевать под Саратовом или там под Казанью? Уборевич успел повоевать везде - от Польши до Владивостока...а вот в Средней Азии служить не доводилось. Что Якир во время военной карьеры к Петербургу/Петрограду/Ленинграду не приближался, вы уже догадались.
Что это было? Очень похоже, что красных командиров старались оторвать от верных им войск. Так значит, руководство страны их боялось и подозревало, что они могут поднять мятеж? Возможно, но “какие ваши доказательства?!”
В июне 1937 года состоялся внеочередное (обычно оно проходило в конце года) заседание Военного Совета при наркоме обороны. Перед ним тех кто доехал до совещания (часть из тех кто должен был приехать, были арестованы) ознакамливались с показаниями арестованных. На совещании выступал и Сталин и Ворошилов. Они говорили как о свершившимся факте о заговоре в Красной Армии, хотя вообще-то суда ещё не было. Наконец, есть стенограммы самого суда. Нигде ни о каких документальных доказательствах в 1937 году не говорилось. Иной раз приходится слышать о неких загадочных документах, которые, якобы, были толи получены агентурным методом, то ли подброшены немцами. Однако они нигде не фигурируют, как доказательства.
Можно зайти и с другой стороны. А насколько реалистично то, что писали в признаниях?
Взять хотя бы Тухачевского с его признаниями, получившими прозвище “план поражения”. Там он признаётся, что его вредительская деятельность заключалась в оставлении в неприкосновенности заведомо негодного оперативного плана. Ну а негодность его заключалась в том, что этот план не был обеспечен должным количеством стрелковых дивизий.
Так стоп. Что это за бред? Во-первых, какое отношение Тухачевский имеет к планированию, за которое отвечал вовсе не он, а начальник Генерального Штаба Егоров? Во-вторых, вообще-то именно за значительное расширение армии Тухачевский и выступал. Рискну предположить, что записка эта предназначалась для руководства страны. НКВДист не знает таких деталей и не может понять, что эта записка станет под вопрос обвинение против Тухачевского. Он мог пропустить и действительно пропустил эту бумагу. А вот руководство страны могло заинтересоваться вопросом “а правда ли Тухачевский виноват, если признаться ровно в том, против чего выступал?!” Но увы, таких сомнений не последовало, что говорит за то, что как раз руководство страны и было “заказчиком” репрессий.
Наконец, если они планировали переворот, то как он должен был проходить? Доморощенные Пиночеты должны были собраться вместе по какому-либо поводу, пойти Кремль и арестовать правительство. Ну а как на это будет реагировать НКВД? Не спрашивайте. А как на попытку переворота среагируют войска Московского военного округа? Заместитель командующего округом Борис Горбачёв в оправдательном письме Ворошилову (тогда он ещё не был арестован) открещивался от обвинений в том, что “намечался на пост чуть-ли не “главнокомандующего вооруженными силами троцкистских заговорщиков при замышлявшимся ими контрреволюционном перевороте”.
Кто именно дал показания на него не объяснялось но в начале письма фигурировали Примаков, Гарькавый и Гаврошенко. (вероятно, на самом деле комбриг Григорий Фёдорович Гаврюшенко). Но между мартом и концом апреля 1937 года Горбачёв был переведён на Урал. При этом МВО командовал командарм 1 ранга Белов, который сильно не любил и Уборевича и других “заговорщиков”. Такое ощущение, что показания арестованным писали сценаристы современного отечественного кино - такого бреда больше встретить нигде нельзя (тут обиделись сценаристы 8 сезона “Игры престолов”).
Какие ещё есть доказательства заговора? Минаков приводит интересную историю. Брат Тухачевского, якобы, лежал в госпитале и заявлял, мол я же говорил, что надо было устраивать переворот, а теперь уже поздно. Говорила об этом работница госпиталя. Однако в этот момент брат Тухачевского не мог находится там, зато, вероятнее всего именно в этот момент в госпитале был сам Тухачевский. Но ко времени появления показаний Михаил Николаевич уже был расстрелян и их “подогнали” под процесс против его брата. Если бы показания были полностью выдуманы, наверное, не имело бы смысла придумывать нахождение его в госпитале, можно было бы “попросить” свидетельствовать против него кого-то, кто его знает. Но тут зачем-то выбран более сложный путь. Подозреваю, что как раз потому, что факт имел место быть. Другое дело, что как раз эта фраза показывает невозможность заговора в 1937 году даже если была сказана.
Выводы
Что же мы имеем? Серьёзных доказательств наличия заговора не было и нет. Более того, написанные в показаниях вещи просто абсурдны и, видимо, их просто заставили дать такие показания. В реальности существовала попытка выступить против Ворошилова, но она предполагала обращение к Сталину, а не военный переворот. Репрессии были развязаны с одобрения руководства страны и, вероятно, являлись попыткой выбить потенциально нелояльных. Фактически они привели к обратному результату, но это совсем другая история.
Автор: Никита Баринов