Туда: Москва - Волгоград - Лазаревское - Сочи - Чёрное море на Суперлайнере "Канин" - Стамбул - Текирдаг - Греция - Салоники - Метеора - Игуменица - паром на остров Корфу в Ионическом море, в Греции.
Обратно: Остров Корфу - Италия на пароме - Неаполь - Рим - Флоренция - Пиза - Генуя - Ривьера - Лазурный берег - Ницца - Канны - Гренобль - Лион - Париж - Брюссель - Голландия - Германия - Весель - Ганновер - Люнебург - Росток - Балтийское море на пароме - Хельсинки - Петербург - Новгород - Москва.
Конечно, на карте Европы можно прочертить много "Золотых колец". Весной 2000-го года, мы выбрали такой маршрут: Москва - Турция - Греция (остров Корфу) - Италия - Франция - Бельгия - Нидерланды - Германия - Финляндия - Москва с намерением провести большую часть отпуска на острове Корфу в Ионическом море, в Греции. Предстояло проехать 7 - 9 тысяч километров. Реально "проехалось" больше 12 тысяч. Читайте, что из этого получилось...
1. Москва. Для начала - купить авто.
Купить авто - вопрос, конечно, непростой. Лучше всего, я думаю, для путешествий купить "Лэндровер". По нашим деньгам можно было выбирать из трёх вариантов: ВАЗ-2110, "десятка", ВАЗ-2133, пятидверная "Нива", и DAEWOO NEXIA узбекской сборки. Почти доступен по деньгам был также "чероки" марки ульяновского автозавода. Кроме того, под окном стояла ржавеющая "Таврия" - самая популярная иномарка 90-х годов.
За два дня до поездки я съездил на первый в жизни "Дэвушки" техосмотр в Марьино, купил там масляный фильтр, ремень генератора, ножной насос и защиту картера. На всякий случай набрал инструментов из старого, "жигулёвского" запаса, взял алюминиевую десятилитровую канистру и воронку. Вот и вся подготовка к путешествию.
2. Москва - Волгоград.
В Сталинград въехали в 20.00, потратив на дорогу 966 километров, ровно 12 часов со средней скоростью 85 километров в час. (Это очень хорошо. Когда я ездил на "Жигулях" и "Таврии", средняя скорость была не больше 60 километров в час. К примеру, в Волгоград, выехав утром, мы приезжали к 11 вечера). Останавливались раза 3 минут по 15 -20, чтобы мальчик мог побегать. Три раза за руль садилась жена, проезжая километров по 60, по 100, как ей казалось. Это облегчает дорогу. Второй драйвер - это очень хорошо. Помнится, в последний год коммунизма я получил последнюю свою путёвку в минсредмашевский дом отдыха "Судак" и решил отправиться туда на машине ("Жигули"-21013). Так получилось, что мой отпуск совпал с отпуском моего сослуживца Володи, родом из Харькова. Он решил ехать к родителям вместе со мной. Заказав две канистры 93-го отцу Володи и меняясь поочерёдно, мы засветло очутились в Харькове. Отдохнув там пару дней, решили и дальше двигаться вместе - я в Судак, а Володя в Ялту к каким-то своим родственникам. Кто теперь помнит эти проблемы? Сейчас я взял с собой на всякий случай алюминиевую 10-литровую канистру и воронку, но всё это мне не понадобилось, а только мешало.
Чуть отъехав тогда, километров 40 от Харькова, наткнулись на катастрофу. Ранняя нежная украинская осень, полвосьмого утра, солнышко светит. Ничто не предвещает ничего. Мы подъехали третьими после двух "Камазов". Нас остановил странный вой. По нейтралке носилась девчушка лет пятнадцати и выла. Их ростовский форд шёл навстречу нам, а теперь валялся вверх колёсами на нашей полосе. Видимо, пробило переднее колесо - оно дымилось, и они несколько раз перевернулись на широкой здесь нейтралке и дорога на расстоянии ста метров была усеяна тем, что было у них в машине - тапками, помадами, бумагами и т.д. Мужик лежал возле Форда совершенно уж бездыханно, а баба его дышала уже беззубым ртом, но была сильно, клочьями порвана. Мы с водителем "Камаза", который, наверное, и не такое видел, погрузили её сначала на подстилку, в потом на переднее сиденье Жигулей (они шли на двух машинах). Мы уезжали, а девчушка всё выла, не переставая.
Домчались до Мацесты. Володины родственники оказались работниками винзавода "Мацеста" или как там его сейчас. Петля Горбачёва была затянуто столь плотно, что мы, любуясь в высоты девятиэтажки на погреба Мацесты, пили не вино, а привезённый нами разбавленный спирт. Замечание для чайников: спирт надо разбавлять, добавляя спирт в воду, а не наоборот. Почему - объясню при встрече. Там мы и расстались. Володя поехал в какую-то свою Ялту, а я повернул налево, в Судак. Искупавшись в Морском на совершенно пустом пляже, к обеду добрался до Судака. К сожалению, машинку пришлось припарковать: Украина не могла договориться с Россией, не помню уж о чём. Где-то недели через две прошёл слух, что в среду должен придти танкер с бензином из Румынии. У меня были проблемы с генератором - отскочила клемма на статоре, которую наши умельцы сажают на холодной пайке, поэтому рано или поздно у всех она отскакивает. В масштабах Союза это целая индустрия - припайка отскочившей клеммы. В связи с этим я несколько раз ездил к электрику Василию в автопарк на краю Судака и поэтому был в курсе всех слухов. С утра, не очень рано, часов в 10 отправился на заправку и записался в список сто тридцать каким-то: местные всё уже знали, приехали заранее и позаписалиь сами и всех своих друзей позаписали. Помедлив немного с отъездом, заметил суету на заправке и пристроился пятым в живую очередь. И не зря. Через полчаса стали разливать, не дожидаясь намеченного времени. Местные стали подваливать и встраиваться в очередь, если кто помнил, кто за кем. Если не помнил, то вставал в конец очереди. Список лежал у меня на переднем сиденье. Заправившись под завязку, я отдал им список, чтобы они наладили у себя порядок.
Полученного бензина должно было хватить для того, чтобы унести ноги с Украины. Ездить по Крыму на машине не удалось. Это тем более печально, что я на теннисном корте познакомился с замечательной девушкой Юлей из Москвы. Её дедушка был каким-то снобом в Минсредмаше, и они жили отдельно в роскошном по советским меркам третьем корпусе. Ничего из этого не получилось. Номер её телефона осенью в Москве у меня украла грузинская мафия - прокололи колесо и украли портфель с документами с переднего сиденья. Потом мы почти случайно встретились на Кубке Кремля, но ничего, кроме "Здравствуйте" и "До свидания".
Но это так, к слову. Добрались до Волгограда. Заправлялись 92-м 4 раза по двадцать литров. Расход бензина на "Дэвушке" - около 8 литров на сто километров. Два дня, 26 и 27 мая, провели в Волгограде. Съездили к родственникам на дачу, там чуть поджарились на солнце - это важно - и вымыли машину. В Волгограде хорошее разливное пиво "Ахтуба". Охраняемая стоянка в центре Волгограда около вокзала 15 рублей в сутки. Появилась первая неисправность у "Дэвушки": перестала загораться лампочка, сигнализирующая о том, что водитель не пристёгнут. Потом, уже в Греции, я нашёл реле, которое командует этой лампочкой, пошевелил его, и всё стало нормально. На даче в первый раз поднял капот "Дэвушки", посмотрел масло, посмотрел, куда что доливается.
3. Волгоград - Лазаревское - Сочи.
В Лазаревском мы последний раз были 1997 году, когда младшему мальчонке было всего 6 месяцев. У меня не было паспорта - я был невыездным, поэтому мы решили сначала съездить туда, а потом жена с ребёнком должны были перебраться в Болгарию. Месяц в Лазаревском мы тогда провели совершенно замечательно. Вообще Лазаревское могло бы быть суперкурортом. Поразительно, но наш трёхлетний мальчонка остановился перед одним из домов, где мы несколько раз тогда обедали в частной как бы столовой, и сказал: "Мы здесь были в первом годе".
На этот раз мы рассчитывали устроиться на ночь в том частном доме-миниотеле, в котором прожили последние дни три года назад. Наутро мы планировали перебраться в Сочи и заняться паромом в Стамбул. Выехали в Лазаревское из Волгограда в 7-30 утра 28 мая. Дорога всё время хорошая, особенно после Ростова. Много участков, где шли 140 км/час. Два раза за руль садилась Марина, давая мне отдохнуть. Сделали 3 или 4 коротких остановки, в города не заезжали. На въезде в Краснодар остановило ГАИ, но, не проверяя документов, взяли 10 рублей на развитие инфраструктуры Краснодара. Дали квитанцию. - "Куда едете, к морю?" - "Да, к морю, в Грецию." Пожали руки и поехали дальше. Через 10 минут меня подловили с радаром на окружной дороге. У них часть дороги считается как бы городской. По их мнению я должен был догадаться об этом потому, что знаки были на белом фоне, а не на синем.
Вечером - невысокие горы Адыгеи. Мне очень нравятся эти места. Когда ездили "туда", всегда проезжали их вечером, когда "оттуда" - утром. И то и другое одинаково хорошо.
В Лазаревское приехали в 20-30, засветло. В течение получаса сняли комнату в хорошем особняке за 150 рублей за ночь (тот особняк, на который мы рассчитывали, был закрыт). Вначале нам предлагали комнату за 250, 200. Вечером зашли к татарину Мавлиту, у которого мы жили 4 года назад, когда Кости ещё не было. Он построил ещё один корпус во дворе, как он называет, ВИП-корпус. Получился настоящий мини-отель. Вообще, Лазаревское богатеет на глазах. Купили у него бормотухи полтора литра за 75 рублей (2,5 доллара - мировые, по-существу, цены, но там вино, а здесь бормотуха). Он называет её "Молдова". Раньше, по-моему, "Изабеллой" называл. Искупались вечером в довольно прохладном море.
Часов в 14 отправились в Сочи. Вначале попробовала вести машину Марина, но дорога оказалась слишком серпантинистой, и пришлось сесть за руль мне. Кстати, "Дэвушка" показала себя очень хорошо на горных дорогах: приёмиста на третьей и на второй скоростях. Легко обгонять на серпантине. Грузовики и "Жигули", идущие в гору, кажутся стоящими на месте.
Я помню этот серпантин с детства. Меня укачивало в машине, когда я был маленький. Родители каждый год возили нас с сестрой в Адлер на 401-ом "Москвиче". У друзей родителей, Богдановых, была "Победа". Всегда ездили на двух машинах и снимали один и тот же дом на окраине Адлера. Перед серпантином меня всегда пересаживали в "Победу". Почему-то в ней меньше укачивало. Четыре года назад, в 1996-том, кажется, году, когда "Таврия", была еще молодая, мы притаранились в Лазаревское на этой "машине". Однажды утром в моторе что-то зазвенело-затарахтело и его заклинило. К счастью, все произошло во дворе Мавлитова дома, где мы остановились. Крутой браток из Ростова, живший с семьей в соседней комнате, дотянул нас на своей новенькой девятке до частной мастерской. Оказалось, что внутрь одного из цилиндров провалилась трубка, сквозь которую шток цилиндра продет, забыл уж как она называется по научному. Разведка в лице главного инженера государственной станции техобслуживания (кстати, на ней никто из мастеров не стал браться за "Таврию" ни за какие деньги, все махали руками и кричали "Боже упаси!"), словом, Виктор, кажется, Васильевич сказал, что видел головку блока цилиндров в Сочи в одном из магазинов и брался нас туда отвезти. Через два дня он действительно собрался в Сочи. В назначенное время он подкатил на своей "Ауди", спросил, не укачивает ли нас на машине. Ответив нет, мы через 15 минут пожалели. Ниже 80-ти скорость, кажется, не снижалась. Хорошо, что мы по дороге несколько раз останавливались в автомагазинах. Выбираясь из машины, мы не спешили садиться обратно, тянули время, чтобы чуть-чуть прийти в себя. Головка блока нашлась и была куплена за 900 тысяч рублей. Обратно вернулись на электричке, катя за собой головку блока цилиндров в хозяйственной сумке на колёсиках. Ещё 300 тысяч отдали за ремонт. Но после ремонта "Таврия" стала какая-то экологически нечистая, дымила очень, но до Москвы дошла нормально и там ещё года 2 или 3 ездила.
В Сочи приехали уже около 16 часов. Пора было заняться паромом. Ситуацию с черноморскими паромами мы выяснили заранее из Москвы. Надо было выбирать один из двух вариантов. Либо Сочи - Стамбул, либо Сочи - Трабзон. Всё остальное типа Новороссийск - Варна или Новороссийск - Салоники оказалось слухами. Приехав в морской порт Сочи, мы поняли, почему никак не могли дозвониться до кассы из Москвы - переговоры всё время шли через какого-то посредника. Рядом со зданием морского вокзала, безжизненным и, кажется, даже заколоченным, стоит небольшая будочка типа киоска, где оформляют билеты на "паромы" Сочи - Стамбул и Сочи - Трабзон. Это небольшие частные кораблики, занимающиеся обслуживанием челноков. Туда они идут практически пустые, без груза, поэтому берут и несколько машин. В будке сказали, что на наш "паром" погрузят три машины, но вообще-то на него можно загрузить 8 машин (когда мы оказались на "пароме", мы увидели, что больше трёх машин поставить некуда, разве что стопками). За билеты мы заплатили $435: $100 за меня, пассажира, приравненного к челноку (туда и обратно челноки платят по 200), $335 за машину (водитель, в данном случае Марина, владелица аппарата, - бесплатно, чайлд тоже бесплатно). Дело шло к вечеру. Нам надо было прикупить водки в качестве подарков для греков и пристроить машину на охраняемую стоянку с тем, чтобы к восьми вечера явиться на корабль. Нас обещали пропустить в таможенную зону, хоть это и не положено, с тем, чтобы переспать на корабле (без дополнительной платы). Наутро предстояла погрузка на корабль, таможенный досмотр и пересечение "границы". Немного покружив в окрестностях морского вокзала, нашли платную охраняемую стоянку около отеля "Москва" за 30 рублей, прикупили водки и хлеба, из машины взяли только самое необходимое типа горшка для Кости, термоса и т.д. Я оставил семейство вблизи таможенной зоны, откатил машину на стоянку, на обратной дороге прикупил две "Балтики" шестёрки и вернулся к семье. Ткнувшись в таможню или в границу, мы получили полный отлуп: - "Канин", корабль, есть, но он за границей. Там идёт разгрузка. Вам самим там не понравится и вообще это противозаконно. Самое лучшее, что мы можем Вам посоветовать - остановиться в отеле, или найти бабушку на морском вокзале, которая за 100 рублей пристроит Вас на ночь". Какая к чёрту бабушка, если у нас трёхлетний ребёнок, в каждой руке по сумке или полиэтиленовому пакету, а времени полдевятого вечера. Однако, к счастью, минут через пятнадцать, во время всех этих переговоров было указано на грека Сократа, представителя фирмы. Оказывается, он нас искал. В сопровождении Сократа мы прошли, наконец, на корабль, устроились в четырёхместной небольшой каюте. Наутро было сказано, надо покинуть корабль. Мне с мальчиком надо пройти таможню и границу, а драйверу в 8 утра с машиной прибыть на погрузку.
ГАИ останавливало 4 раза: в Калаче-на-Дону проверили по компьютеру машину на угон, около Краснодара взяли 10 рублей на развитие его инфраструктуры, на объездной дороге в Краснодаре оштрафовали на 40 рублей за превышение скорости. Около Лазаревского взяли 42 рубля на развитие города-курорта Сочи.
4. Сочи - Стамбул. Через Чёрное море на суперлайнере "Канин".
Паромами через Чёрное море мы поинтересовались ещё из Москвы. Мне не хотелось ехать через Украину и Румынию, потому что, по слухам, хохловые менты останавливают машину с московскими номерами на каждом посту и клянчат доллары. Надо, якобы, ездить с мелочью типа 1 или 5 долларов, потому что если увидят двадцатку, берут двадцатку, если увидят пятёрку, берут пятёрку. Не проверял, но как сейчас помню сержанта Гриценко (сейчас он, наверное, уже генерал-лейтенант, если жив, конечно), который остановил меня при коммунизме в Ялте за то, что я пересёк какую-то их линию. Он сказал предельно ясно - со своих берём за это по пятёрке, а с москалей по десятке. Было обидно, однако. Бутылка мадеры стоила тогда 2 рубля.
Словом, ещё в Москве у нас возникла гипотеза, что "Канин" никакой не паром, а корабль, обслуживающий челноков. Во-первых, они по телефону сказали очень большую цену на машину, раза в два превышающую цены на машины на настоящих Балтийских паромах. Во-вторых, не сделали разницы в цене на грузовик и легковик. В третьих, подозрительно долго они должны были идти до Стамбула (настоящий паром за это же время доходит от Новороссийска до Салоников). Кстати, "Канин" через несколько лет прославился, потому что его команда и пассажиры оказались единственными свидетелями того, как во время учений украинцы сбили ракетой израильский пассажирский самолёт.
"Канин" оказался небольшим двухпалубным корабликом типа "Москвичей", которые ходят по Москва-реке летом, может, чуть больше. Вечером мы имели возможность его осмотреть, погуляли с Костюшкой по палубам. Нашли место только для двух машин. Куда они собирались поставить третью, было непонятно. Большую часть челночного груза - коробки, стопки пластмассовых стульев, какие-то шланги, уже выгрузили. Но суета какая-то шла до полуночи. Попив пивка, крепко заснул.
Наутро, без 10 восемь, как было приказано, я пошёл за машиной. Выйти оказалось непросто - граница оказалась на замке в буквальном смысле этого слова, причём замок висел с внутренней для меня стороны. Кроме того, оказалось, что ночью они нас перешвартовали к другому причалу. Потыркавшись в разные двери, нашёл дежурного таможенника, который вечером не пускал нас на "Канин". Обратно в Россию пустил без вопросов.
Пригнав машину и встретив семейство, которое дисциплинированно покинуло суперлайнер в восемь утра, стал ждать погрузки авто на шип. С вечера нам было сказано, чтобы мы имели 1000 рублей за погрузку здесь и приготовили доллары за выгрузку там из расчёта 80 долларов за три машины (то, что 80 не делится на 3, нас поначалу не удивило). Точнее грузить должна была жена - машина записана на неё. Если бы я захотел выехать на машине, мне надо было бы иметь доверенность, в которой было бы обозначено право вывоза за границу. Часов в 9 действительно объявился неторопливый грек Сократ и начали кучковаться пассажиры перед закрытой металлической дверью таможни. Никто не спешил никуда. Минут через 15 в ворота границы въехал самый обыкновенный автокран. На платной автостоянке перед воротами (15 рублей) обнаружились две остальные машины - "Мерседес" с московскими номерами и серебристая сочинская "Хонда". Ещё минут через пятнадцать Сократ запустил машины с драйверами в ворота границы, вокруг них засуетились таможенники и пограничники, а потом началась погрузка. Мы с Костей всё это видели через пятнадцатисантиметровую щель в воротах границы. Кран схватил сначала "Мерс", потом "Хонду", потом нашу "Дэвушку". Вся погрузка шла минут 10. Наверное устыдившись лёгкости операции, с нас за погрузку взяли не по 1000 рублей, а по 750. Это оказалось очень кстати. Мы с мальчиком покружили по площади около вокзала, прикупая пиво, чипсы, и время от времени подходили к терминалу, возле которого уже собралась небольшая толпа челноков и пассажиров, всего человек 30. Наконец, в половине одиннадцатого на пороге границы объявился Сократ и сказал, что запуск пассажиров начнётся в одиннадцать. Челноки молчали, видимо понимая обыкновенность процедуры, но одна женщина попробовала возмутиться, говоря, что погрузка обещана была на 9-30. Сократ грубо оборвал её, сказав что-то типа "Если Вы, мадам, чем-то недовольны, можете сдать Ваши билеты", повернулся и закрыл за собой железную дверь границы. Тем не менее ровно в одиннадцать "начали пускать". Вообще, сэры, мне крайне утомительно для Вас это всё писать после полутора литров красного сухого, поэтому, надеюсь, Вы простите мои ошибки.
К этому времени погрузка авто на корабль уже закончилась. Всех драйверов пустили обратно в Советский Союз. Мою жену (и его маму) мы с Костей обнаружили в крошечном кафе прямо рядом с таможней. Она пила кофе с хозяйкой "Мерса". "Мерс" оказался совсем крутым, подарочный, что ли, я таких раньше и потом и не видел, хотя номера московские. Костя с первой минуты, ещё на автостоянке, как его увидел, стал называть его "супер-модель". Вообще, сэры, мне крайне утомительно для Вас это всё писать после двух литров красного сухого.
Водительница "Мерса" прибыла в сопровождении телохранителя, который не осмеливался сидеть в её присутствии. Только когда она ушла, он ненадолго присел с нами и хлебнул глоточек кофейку. Вечером ему предстояло, отметив командировку, вернуться в Москву.
На таможне (или на границе?) всё было в порядке. Небольшая заминка произошла при входе на корабль - ни мою жену, ни хозяйку "Мерса" Вахтенный пускать не желал. Видимо, у них, у матросов, есть примета - первым на шип должен входить мужчина. Первым из пассажиров на борт "Канина" зашёл Костюшка. Осмотревшись, обнаружили "Хонду" и "Дэу" привязанными за расчалки на колёсах на носу, а супер-модель "Мерс"- сзади, на крошечной надстройке. Примерно так раньше прикручивали коньки к валенкам. Почти уверен, что при более или менее серьёзном шторме эти завязочки пооборвались бы.
Первый день на "Канине" прошёл легко, поскольку пива было захвачено достаточно. Кораблик шёл ровно, море было спокойное, как река. Костюшка отрывался, как мог. Выяснилось, что хозяйка "Мерса" плывёт зачем-то в Турцию и не желает ездить там на турецких машинах. По вечерам она выходила к "Мерсу" покурить, открывала двери, включала магнитолу и разговаривала с кем-то по мобильнику. Всё это, и она сама, очень понравилось Костюшке, и он стал называть её "наша тётя" и стал требовать её с утра. На "Хонде" сочинская семья (муж, жена, двое девочек лет по 12 - 14) отправлялась в отпуск в Испанию. Причём во второй раз. Кстати, ни "Хонда", ни "Мерс", как и мы, не могли решить вопрос со страховкой машины. Более того, хозяин "Хонды" сказал, что и в Испании его машину не застрахуют - советское не страхуют.
Как оказалось, на супер-лайнере, кроме экипажа, плывёт с десяток практикантов какой-то мореходки. Тотчас после отплытия они схватили маленькие молоточки и скребки, стали тюкать ими по металлическим предметам, сбивая ржавчину и закрашивая очищенные места свежей краской, нимало не заботясь о совпадении колоров. Вблизи "Канин", издалека выглядевший, как белый кораблик с зелёной палубой, на самом деле был раскрашен самыми разными красками пятнами площадью по метру, а кое-где и по двадцать сантиметров. Всё дальнейшее плаванье происходило под лёгкое тюканье молоточков практикантов. Самое удивительное то, что Костя, носясь непрерывно по кораблю, ни разу не испачкался этой краской.
К машине доступ был в любое время, так что мы не испытывали никаких бытовых проблем. Единственное - мне не удалось развернуть компьютер, на что я рассчитывал, плыть всё-таки два дня и две ночи. В каютах не оказалось розеток - розетки были в коридоре! Опытные челноки сразу подключили к ним удлинители и стали кипятить чай. Вообще-то в цену билетов включалось двухразовое питание - утром и вечером. Кроме того, на судне было два бара, но цены там высокие. Пиво "Балтика", кажется единица или тройка - доллар. Поскольку пива вначале было достаточно, я проспал ночь крепко, но жена сказала, что ночью довольно долго дрейфовали и что-то чинили. Когда я в 5 утра вышел на палубу, кораблик уже шёл. Что интересно - вслепую, ничем не освещая себе путь. Вообще, плаванье по Чёрному морю вдали от берегов в хорошую погоду, должно быть, тупое занятие. Бродя с Костей по кораблю, мы заходили и в капитанскую рубку и видели, что днём корабликом в полном одиночестве, с тоской в глазах управляет практикант, правда, в отличие от остальных практикантов, одетый в форму. Никто не склоняется над картой, прокладывая маршрут, никто не ведёт переговоров по радио, никто никуда не целит астролябией. Уже потом, когда мы пришли в Стамбул, нам стало казаться, что они специально тянули время, плыли не спеша, с остановками, чтобы мы поняли, что не зря заплатили им так дорого.
К вечеру второго дня подошли к Турции и пошли как бы вправо, вдоль берега. Среди пассажиров возникла лёгкая паника. Все стали готовиться к морской болезни. Взяли и мы у стюардессы по какой-то таблеточке на этот случай. Однако решили проблему проще, выпив бутылочку сухого винца за ужином, и крепко заснули. Мне кажется, реально никто морской болезнью так и не заболел, хотя лёгкая качка была почти до самого Стамбула.
Вместо обещанных 11 утра в Стамбул пришли уже часа в четыре и были поставлены в каком-то крошечном порту, где швартуют исключительно украинские и российские небольшие кораблики (Зеи-порт). Тут-то и начались приключения. Появился какой-то тип, агент, турок, и во время проверки паспортов, ещё на борту, потребовал по 150 долларов с машины. На заявление типа того, что нам было сказано заплатить 80 долларов за разгрузку за все три машины, было сказано, что мы Вас выгрузим, а дальше Вы всё оформляйте сами. Что оформлять-то? Владелец "Хонды" плавал из Сочи в Трабзон, и всё оформление у него занимало 10 минут без всяких денег. Кроме нас, владельцев машин, отселектировали ещё одного парня, плывшего с двумя мальчишками, у которого что-то не так оказалось в паспорте. И началось. Читайте в разделе "Стамбул". Кроме того, пошёл проливной дождь.
ГАИ, как Вы, сэры, понимаете, не останавливало ни разу.
5. Стамбул.
Стамбул встретил нас дождем, сначала моросящим, а к моменту, когда мы оказались на таможне, в начале пятого по местному времени, уже лил проливной дождь. Паспорта забрали ещё на кораблике, там же взяли по 10 долларов за оформление турецкой визы, включая и трёхлетнего чайлда, так что с нас 30 (я думаю, обманули - за чайлда, скорее всего платить не надо). Собрав всех в буфете, устроили что-то типа переклички: раскрывался паспорт, называлась фамилия и надо было кричать, что это я. Наконец, под дождём перебрались в таможню. Нам было легче: мы доехали до неё на машинах, которые тут же выгрузили турецким автокраном (рояль стоял в кустах), остальным пришлось идти под дождём. Ещё до того, как мы оказались на таможне, турецкий агент, тот, который требовал по 150 долларов за машину, забрал всех драйверов, то есть попросту говоря, трёх русских баб, и куда-то их увёз на своей машине. Кстати, в дело, в качестве переводчиков, вмешивались бандитообразный парень, как бы тоже агент, хорошо говорящий по-русски, и его подруга, по-моему советская татарка, приплывшие вместе с нами на суперлайнере и жившие в одной каюте. В течение получаса турецкие таможенники уже в помещении таможни или пограничники, кто там их разберёт, расправились с нашими паспортами. Мне, кроме моего паспорта, был выдан по устному заявлению типа "май вайф", и паспорт моей жены, имеющей, кстати, другую фамилию.
Со стороны провидения это было ошибкой. Как позже выяснилось, агент возил драйверов в центральную таможню Турции в центре центра Стамбула, и прибыл туда без 15 пять по местному времени. Наверное, всё бы в спешке, перед закрытием, обошлось, если бы он не забыл паспорт моей жены - паспорта двух других драйверов он взял у пограничников. Нам с мальчиком, оставшимися почти одними в таможне (челноки, похватав проштампованные турками паспорта, частью уехали в город на автобусах, частью вернулись на корабль), оставалось только ждать. Мальчик, естественно, начал духариться. Мне помогали с ним справиться две девчонки и владелец "Хонды", жену которого увезли вместе с моей женой турки. Прошло не меньше трёх часов. Я уже думал, что всех трёх баб, в лучших традициях восточного гостеприимства, пообедали с вином в ресторане и оттарабанили. По-крайней мере, если бы три русских бабы в советские времена оказались бы в абхазском автомобиле где-нибудь в Гаграх или в Пицунде, они бы вернулись задумчивыми через неделю. Но нет, часов в семь вечера агент привёз всех драйверов на таможню и сказал по-турецки что-то типа "Адью". "Хонда", "Мерс" и "Дэвушка" остались ночевать у таможни, так и не покинув Турцию (у нас, людей, в принципе такая возможность была, но был дождь, время катилось к девяти, настроение было не самое лучшее). Прикупив пива в буфете таможни (доллар банка "Эфеса"), вернулись на "Канин". Нам, как бы бесплатно, разрешили переночевать в наших каютах.
"Агент" обещал приехать наутро в девять утра, но если в центре будут пробки, то он позвонит на корабль по мобильнику, и драйверам надо будет приехать в центральнейшую таможню Стамбула на такси, благо у них уже есть турецкие визы и с паспортами всё в порядке. Правда, не совсем всё. Вечером на таможне в какой-то момент владелица "Мерса" начала размахивать своим турецким паспортом! Два у неё, что ли? Получалось, что она, как резидент, должна уплатить пошлину в 20 тысяч долларов, ввозя свой "Мерс", хотя она собиралась ездить там полгода и потом вернуться назад. Но это сначала было воспринято нами, как "её проблемы".
Наутро погнали поросёночка дальше. Агент, правда, действительно в 9-15 утра приехал, уже на мини-басе, забрал драйверов, включая, кстати, мужа хозяйки "Хонды". Я с двумя его девчонками и с нашим чайлдом остался на корабле. Через некоторое время у нас отобрали постельное бельё и ключ от нашей каюты, так что мы кучковались у каюты девчонок. Они меня очень выручили, развлекая бэби, потому что всю компанию доставили на таможню только к четырём вечера!
С утра, проспавшись, турецкие таможенники проявили чудеса бдительности, сравнимые с бдительностью Павлика Морозова. Дело в том, что наши козлы в ОВИРе, оформляя загранпаспорта, пользуются так называемой "французской" транслитерацией. Попросту говоря, изображают русские звуки сочетаниями французских букв. К примеру моя простая русская фамилия Плющев пишется у них, как Pliouchtchtev. Уверен, что ни один француз это не способен произнести, как, впрочем, и русский тоже. Другие наши козлы, оформляющие документы на автомобили, пользуются, видимо, ментовским "здравым смыслом". В результате в паспорте моей жены звук "ш" был передан по-французски, как"ch", а в документах на машину этот же звук был обозначен, как "sh", по-английски! Всё!!! Туркам ничего было больше не надо. Точно то же было найдено в документах владелицы "Хонды", имя которой - Татьяна - было по-разному прописано в документах на машину и в паспорте. Мы поняли, что фирма на этом делает деньги. Всё усугубляла ещё владелица "Мерса", которую турки пугали 20 тысячами налогов, и уже мысленно делили, кто и сколько с неё получит. Для утряски ситуации "агент" с драйверами съездил в российское посольство в Стамбуле, где нашими "дипломатами" в паспорт моей жены за 10 долларов была на турецком языке вписана фраза, примерно, наверное, означающая, что "ch" и "sh" в применении к моей жене и её автомобилю означают одно и тоже. Что-то похожее написали про имя Татьяна в паспорте владелицы "Хонды". С владелицей "Мерса" произошло что-то, в результате чего она могла ввезти "Мерс" только на 2 месяца вместо 6, как ей хотелось. Там же, на хвосте у них, болтался и тот несчастливый парень с сыном и женой, у которого что-то было неправильно в паспорте.
Наконец, уже около четырёх по местному времени, кстати, в пятницу, начали преодолевать "турецкую границу". Минут двадцать все - драйверы, "агент", пограничники ходили туда-сюда, наконец, сверили какой-то номер по цифрам под капотом, бросили взгляд на багажник, доверху набитый барахлом, и впустили в Турцию! При этом за рулём был я, у которого вообще никаких документов не спросили! Мы уже сговорились с "Хондой" ехать дальше вместе, потому что часть нашего маршрута до Керкиры совпадала, и разведали, что из порта надо повернуть налево и там пилить вдоль берега. Времени - чуть больше четырёх по местному, можно ещё проехать порядочный кусок Турции, может быть, даже всю. Однако не тут-то было. Турецкий "агент" забрал наши документы на машину и паспорта драйверов и сказал, что надо зачем-то снова ехать в центр центра Стамбула. В результате: я провёл в Стамбуле двое суток, но видел его только из окна авто и с палубы кораблика. Попилили в центральную таможню колонной: впереди на минибасе турок со всеми нашими документами, потом "Мерс", потом "Хонда", потом наша "Дэвушка".
Встали под знаком "Остановка запрещена" прямо у входа в таможню в том порядке, в каком шли. Турок с драйверами побежал в таможню, чтобы что-то окончательно оформить. Мы стали наблюдать, как турецкие "эвакуаторы" потихонечку расчищают улицу от припаркованных не там, где надо, автомобилей, хватая по паре то впереди нас, то позади. Видимо, штрафная стоянка была неподалёку, потому что они очень быстро возвращались. Примерно без четверти пять из таможни выскочил турок, сказал, что надо снять копии с чего-то у него в офисе, за углом, на соседней улице. Как раз в это время "эвакуаторы" начали прилаживать свои захваты к его мини-басу. Дело уладила моя жена, приобнявшая турецкого полицейского - руководителя операции, и сказавшая ему по-английски что-то женское. "Агент" распрощался с "Мерсом", взяв с хозяйки 400, кажется, долларов, уж не знаю, за что, - "Мерс" сразу отчалил, "агент" впрыгнул в свой мини-бас и скрылся в переулке налево от нас. Тотчас же на этом перекрёстке столкнулись две крошечные машинки, заблокировав поворот в переулок, и стали ждать приезда полиции. Мы с "Хондой", уже никем не прикрытые ни спереди, ни сзади, стоя под знаком, "Остановка запрещена", как бараны, ждали прибытия "эвакуатора". Однако, пятница, 5 вечера, видимо, у них кончился рабочий день, и они больше уже не приехали.
Уже в пять мимо пешком-бегом пронёсся "агент", заскочил в таможню, и минут через пятнадцать, уже после окончания рабочего дня (в пятницу!) вышел оттуда с видом уставшего, но довольного проделанной работой человека. Отдав нам документы на машину и паспорт драйвера, он стал торжественно приклеивать нам на лобовое стекло какую-то синюю марку размером 5*5 сантиметров, якобы разрешающую нам пребывать в Турции в течение месяца (эту марку, кстати, мы крошечными кусочками соскабливали всё лето). Все документы я сразу же припрятал. Покончив с нами, "агент" начал ту же операцию с "Хондой", однако в это время совсем некстати кто-то завёл речь об оплате. Снова всплыла сумма в 150 долларов с машины! Мы не намерены были платить. К небу воздымались руки турка, произносилась какая-то турецкая речь типа "тархтарабах". Раза три предлагалось позвонить по мобильнику какому-то "Андрею". Наконец, после звонков "Андрею" (кто такой Андрей - не понял никто, скорее всего - тот бандитообразный парень с кораблика или помощник капитана), на багажнике "Хонды" на клочке бумаги стал царапаться счёт, содержащий немыслимое количество нулей. Особенно дорогая была, якобы, синяя марка на стекле. Однако в документах на двух листах, выданных таможней, мы нашли несколько вклеенных в них марок типа наших почтовых - всего на доллар или на полтора. Самое плохое - в ходе дискуссии "агент" ухитрился выхватить пакетик с документами на "Хонду" из рук владельца, вернулся к нашей машинке и схватил целлофановую папочку, где должны были быть наши документы! Их, правда, уже там не было - я, предвидя развитие ситуации, уже их припрятал. Всё это время в процессе участвовал студенческого вида мальчик, помощник "агента", вполне прилично говоривший по-английски, но державший роль комментатора: когда "агент" удалялся в офис, "студент" говорил: - "Хи гоуз тю офис".
Наконец, после трёх серий вздымания рук к небу не выдержали нервы у владельца "Хонды", отстегнувшего 150 долларов со словами: - "Я с ними разберусь, когда вернусь в Сочи". Нам не было никакого резона разбираться с кем-бы то ни было где-бы то ни было. Однако всё сразу уладилось, как только жена отдала "агенту" наши 30 долларов (то, что мы должны были за разгрузку плюс примерно два доллара, которые мы насчитали на марках, которые турки вклеили в наши документы, плюс 3 доллара чаевых "агенту" за хлопоты. "Агент", тяжко поработав, взяв с "Мерса" 400, с "Хонды" 150, с нас 30, тотчас испарился, пожав нам, правда, руки. Особенно ласково он попрощался с моей женой, с которой он уже, наверное, свыкся. Во всех переговорах участвовала она одна, поскольку ни владельцы "Хонды", ни владелица "Мерса" не говорили ни по-каковски. Запустили двигатель, чтобы ехать дальше, и тут в окне неожиданно возник несчастливый парень со своим семейством, у которого было что-то не то в паспорте, и спросил, а что же ему делать дальше. Всё это время его, бедного, тоже не говорящего ни по-каковски, таскали за собой! Посоветовали ему идти в офис к турку. Вместе с "Хондой" по уже известному пути вместе с турецкими дачниками, если они есть, отправились прочь из Стамбула. Уже сильно вечерело. Правда, погода наладилась, настроение улучшилось. Погнали на запад.
Турецкое ГАИ не останавливало ни разу.
6. Стамбул - Текирдаг - Греция.
Стамбул покинули парочкой - впереди "Хонда", за ней я. Владелец "Хонды" был намерен доехать до турко-греческой границы, чтобы оттуда звонить каким-то своим друзьям. Я был в сомнениях - времени 6 по-местному, до границы километров триста. Премного наездившись по Стране Советов, я предпочитал становиться на постой засветло, не позже девяти по местному времени. Посоветовавшись с женой, решили оторваться от "Хонды", что удалось не сразу. Поморгав ему в первый раз, мы неудачно остановились у какого-то моста, где три турка били ногами четвёртого, ползавшего уже на коленях. Как ни печально, но нам не нужны были приключения в турецкой полиции, и мы двинулись дальше. Надеюсь, что своей неожиданной остановкой мы хоть как-то помогли бедняге. Наконец, распрощались с "Хондой", оставив ему свою визитку.
Кстати, у него оказался день рождения! Я тоже раз чудно провёл день рождения, светлый праздник. Мы только поступили в МЭИ и нас, наконец, зачислили, но перед тем, как выдать какие-то окончательные бумаги, дали в руки лопаты и велели срубать дёрн на заросшей травой баскетбольной площадке спорткомплекса. Мы, бараны, весь день выковыривали этот дёрн. Поскольку рукавиц не полагалось, а энтузиазма было до чёрта, к вечеру у всех ладони были в волдырях. Собственно, это и есть заставка ко всей моей жизни. Торговая марка Коммунизма. Дальше, с небольшими вариациями, 30 лет повторялось то же самое.
Итак, мы оказались на свободе на необъятных просторах волшебной туретчины. Кстати, мне действительно понравились эти места в северной Турции, очень похожие на полонины Закарпаться (Закарпатье всё же лучше. Вообще, ничего лучше, чем закарпатские полонины, я не видел. Правда не везде, как Вы понимаете, бывал. Говорят, ещё в Татры и на Мальдивы надо).
Проехав по Турции километров 150, мы решили остановиться на ночь в небольшом турецком городке Текирдаг на берегу Мраморного моря - там, где дорога в Грецию отворачивет внутрь Европы, к которой Турция, наконец, окончательно присосалась, победив британцев в Кубке кубков (или чемпионов?) по футболу. Местное обозначение дороги - D100 - встречается достаточно часто, поэтому ехать легко. Европейское имя, обозначенное на наших картах, E-5S, нигде, кроме карт, не видели. Немного покружив по городу, мы остановились в центровом отеле прямо посередине текирдагского лукоморья. Много лет посещая Крым и проезжая у подножия горы Копет-Даг, я, конечно, понимал, что "даг" означаем "гора", но что такое "Текир", пока не знаю. Впрочем, мы надеялись на ангийский. Кроме того, у нас был крошечный разговорник, полученный на туристической выставке МИТТ-2000, с двумя десятками слов по-турецки. За 25 долларов мы сняли большой номер в отеле с видом на море на третьем этаже. Очень кстати пришёлся бесплатный гараж у подножия отеля, куда мы поставили нашу "Дэвушку", ничего практически из неё не выгружая, кроме денег, документов, чайника и ночного горшка для мальчика. По вечеру, по местному в 10 - 11, прогулялись по набережной и отправились спать, решив наутро не спешить и погулять по городу. Прикупив местного пива, уже по разумной цене типа чуть больше пол доллара за бутылку, мы с мальчиком, приняв душ, отправились спать. Жена ещё с час придуривалась на набережной, тестируя турецкие сладости. Рыбка, купленная ею, оказалась очень вкусной. Турецкие мужики, забавлявшиеся вечером в пятницу узо (или водкой) с черешней, сидели смирно и ничем не напоминали громил, мутузивших британцев во время Кубка кубков по футболу.
Кстати, там же произошёл первый "страховой случай". Закрывая крышку багажника в полутёмном в гараже, жена прищемила пальчик мальчонке. К счастью, всё обошлось криками. Я думаю, что в случае реальной травмы получить оперативную помощь в 10 вечера в пятницу в крошечном городке Турции без знания местного языка и обычаев не так-то просто. Примерно так же, как в городе Мамадыше в Татарстане, если Вы там бывали.
Наутро, это была суббота, решили, никуда не спеша, прогуляться по Турции. За пять минут до выхода из номера я стал учить турецкое слово, что-то нежное типа "Гюльчатай", обозначающее "Доброе утро". И в отеле и потом в магазинах периодически произносил это слово, но оно не произвело никакого впечатления ни на кого. Похоже, на турков впечатление производят только деньги.
Наконец, около 12 по местному, собравшись, отправились в Грецию, до которой, по карте, оставалось километров 150 - 200. Примерно в 14-30 по местному времени оказались на турко-греческой границе. Дороги хорошие, машин в субботу мало, словом, добрались без приключений. "Хонды" на границе не было, значит, они успешно уехали в свою Испанию.
На турецкой границе ходили от турка к турку минут пятнадцать. Ничего, кстати, никому не заплатили, кроме 100000 лир, которые мы отдали то ли владельцу туалета, то ли просто нищему, сидевшему с расстёгнутой ширинкой на пороге туалета, показавшему пальцами известное всему миру движение, означающее "Давай, плати". Наконец, всё было покончено. У нас не осталось ничего, кроме голубого квадратика на лобовом стекле. В том числе на каком-то этапе у нас отобрали и два листа с марками, которые нам выдали в центральной таможне Стамбула, поэтому мы так и не знаем в точности, что же это всё-таки было.
Проехав с полкилометра, оказались на греческой границе. Единственное, что интересовало греков, - грин-карта = страхование ответственности водителя за ущерб вторым и третьим лицам. Никто не сверял никаких номеров, не сравнивал буквы в паспортах. Более того, всё бы заняло вообще 3 минуты, но по ошибке греческий таможенник записал в мой паспорт, что я въезжаю на автомобиле и с ребёнком. На самом деле с ребёнком на автомобиле въезжала моя жена. Получалось, что всё это у неё в Турции исчезло, а у меня появилось! Дело усугублялось тем, что мы имеем разные фамилии, и вообще не расписаны в загсе, как говорят в совке. Грек всё время повторял, что мы "Ноу проблем ин Грис". Но мы то знали, что потом, когда мы попытаемся вернуться в совок, с Марины начнут требовать налог на прибыль за проданное авто, а с меня станут тянуть пошлину за приобретённый за границей автомобиль! Буквально заставили его всё переоформить - в моём паспорте всё было зачёркнуто, а в паспорт жены вновь вписано. Сдуру (моя вина), боясь того, что воскресенье, и уже вторая половина дня, поменяли 20 долларов на драхмы по вполне приличному курсу в обменном пункте на границе, чтобы было, чем расплатиться за бензин. Но комиссия оказалась 10%! Заправившись неподалёку от границы, попилили дальше в сторону Салоников, намереваясь добраться к вечеру до одного из городков на северном побережье Греции типа Кавалы. Кстати, в Турции не заправлялись ни разу, предполагая, и правильно, что в Греции бензин будет дешевле.
Турецкое ГАИ, правда, не останавливало ни разу, но два раза хмурилось и один раз размахивало руками.
7. Северная Греция: Кавала, Салоники.
Покинув Турцию, мы уже никуда не спешили. Мы уже примерно представляли, что и где нас ждёт. Вообще, возможно, мое желание обогнуть недружественные Украину и Румынию экономически было не вполне оправданным. В итоге на операцию Сочи Стамбул мы потратили примерно 500 долларов, чуть больше. Даже если бы украинские и румынские гаишники останавливали нас 100 раз и брали бы каждый раз по 5 долларов, всё равно выгоднее было бы двигаться через Украину и Румынию. Правда, там ещё Болгария по пути. Но вряд ли сто раз. И вряд ли по 5 долларов. Правда, Остап Бендер тоже, переходя румынскую границу, кажется, думал рассчитаться с румынскимим пограничниками ситечком, украденным у мадам Грицацуевой. Словом, что сделано, то сделано. Мы в Греции.
Где-то через час остановились в небольшом городке Александропулис, по-моему, всё ещё на берегу Мраморного моря, но, может, уже и Эгейского. Поменяли деньги, долларов сто, в обменном пункте - банки в воскресенье закрыты. Поужинали в таверне на берегу моря. Долларов за 12, я думаю. Поспрашивали в отелях цены на номера - типа 35 - 40 долларов за номер на двоих, 15 тысяч драхм, словом, трёхлетний чайлд бесплатно, если не требует экстра-бед.
Пересекая очень красивую зелёную долину, окаймлённую высокими горами, что-то типа "Земли обетованной" из одноимённого фильма с участием Олега Даля, но в тёплом, очень тёплом варианте, добрались к вечеру до Эгейского моря в районе Кавалы. Если и есть на свете Зурбаган, придуманный Грином, то он в Греции. Раньше мне казалось, что Зурбаган - это один из городков Корфу Айлэнд. Теперь я почти уверен, что Зурбаган - это Кавала. Хотя мы, не останавливаясь в нём, проехали медленно через него на второй скорости. На набережной крутого лукоморья довольно высокие дома этажей в пять-шесть, в бухте пестрота яхт и корабликов всевозможных размеров и расцветок. Ехали медленно в расчёте увидеть надпись типа "Румз тю лет" - сдаются комнаты. Однако вдоль бухты ничего такого не увидели. Уже почти выезжая из города, заехали внутрь и поспрашивали местных. Нам посоветовали проехать ещё несколько километров до городка с названием "Палео Бич" - "Старый пляж" по нашему. Так и сделали. "Палео" оказалось крошечным городком, какие существовали в Грузии (или в Крыму) в детстве. Помнится, отец, будучи военнослужащим в дальней авиации, получал летом путёвки в санатории Крыма и Кавказа. Всегда он брал нас - маму, меня и сестру - он жил в санатории, а мы пристраивались где-нибудь неподалёку в частном секторе. Поезда домой уходили почему-то исключительно ночью, и мы покидали обычно очередной санаторий на газике, проносясь по крошечным белым, освещённым мягким светом, городкам. Может быть, мои многолетние путешествия по тёплым странам - просто стремление найти мелькнувший в окошке военного газика загадочный белый городок с колоннами.
Оказавшись в "Палео Бич", мы быстро нашли "Румз тю лет". За 7000 драхм (меньше двадцати долларов) нашли прекрасный двухкомнатный апартамент недалеко от моря на втором этаже красивой и правильно организованной виллы. С полчаса пошарили по городку в поисках чего-нибудь подешевле, однако ничего путного не нашли, вернулись назад, обустроились, искупались в небольшой песчаной бухточке в ста метрах от нас, погуляли по городку, зайдя в супермаркеты и в детский городок, который мы обнаружили, когда искали жильё. Вечером пили "Апелию" - красное сухое вино, прикупленное мною незаметно во время остановки в Александропулосе за 850 драхм, дешевле, чем по ценам прошлого года. Полуторалитровая бутылка за 2 с небольшим доллара, сэры.
Наутро я проснулся с ощущением, что я здесь уже был. Всё - пейзаж, крики диких голубей, оравших что-то типа "по-жа-луй-ста", само устройство деревеньки, вытянутой вдоль бухты и отрезанной от побережья лентой асфальтовой дороги, до тоски напоминало Солнечногорск в Крыму, 22 километра от Алушты в сторону Судака, куда мы много лет подряд ездили со старшим мальчиком Димонькой, когда он был маленьким и когда все мы были молодыми. Сейчас ему 22 года, он изредка пишет по е-мэйлу и совсем уж редко звонит, у него уже свой сын, который поглощает всё его свободное время.
Наутро, не спеша никуда, стали собираться. Мы с Костенькой сходили к морю, погуляли. Часов, наверное, в одиннадцать отчалили, стремясь сначала в Салоники, а потом в Метеоры, в центр Греции. Мы читали, что там есть какие-то монастыри, прилепившиеся к отвесным скалам.
Поехали в Салоники. По дороге в Салоники от Кавалы не меньше 60 километров практически безлюдных песчаных бухт. Кстати, на выезде из "Палео Бич" в каком-то совсем уж мелком городочке обнаружили греческий "пионерлагерь" Корелко, который мы рекламируем на своём сайте с подачи Елизабет Валкаманис из Афин, правда, пока ещё без детей. Мы ехали не спеша, несколько раз сворачивая с дороги, ища ту бухту, которая покажется нам лучше всех. Никаких знаков типа "Движение запрещено", никаких рвов, препятствующих съезду с основной дороги. Мы ехали в воскресенье. В некоторых бухтах вообще никого не было, при въезде в некоторые находили по одной-две машины, а на берегу, соответственно, по одному-два семейства. Наконец, нашли "нашу" бухту и часа два плескались в нежном море и загорали на тёплом чистом песке. Через некоторое время дорога стала отходить от моря, как бы отрезая три выступающих полуострова - Халкидики. У меня возникло предположение, что в этих Халкидиках ещё лучше, и поэтому только самые ленивые доезжают до этих диких пляжей, где мы были.
8. Греция - Салоники - Метеора - Игуменица
13. А на "последок" Вам скажу...
Народ! Кто заглянул сюда случайно... Некоторые страницы этого канала только начаты, но все они почти каждый день дополняются и уточняются. Если нечего читать на этой странице, наберите наш адрес
zen.yandex.ru/id/5fe2459f7f027448e5cb20e4 - зачитаетесь...
Или от Европа-1946 до Европа-2020...