Главная -- Обучение от SimplePsychology -- Психологическая помощь -- Сотрудничество и реклама -- Публикации -- Видеопроизводство, статьи и слайды
Анализ когнитивных схем – это не то, чтобы общепринятый термин, просто я его использую для описания своего подхода в консультировании, а также в качестве общего наименования для анализа в разных видах психотерапии.
Так вот анализ когнитивных схем впервые был использован не в когнитивной или схема терапии как вы могли подумать, а в психоанализе Зигмундом Фрейдом. Именно его заявления о всяческих детских извращенных сексуальных комплексах с позиции, которых он и анализировал своих клиентов и являются своеобразной предтечей использования когнитивных схем в психотерапии. Правда во времена Фрейда это выглядело несколько иначе чем сейчас
Например, если клиент заявлял, что боится собак, Фрейд вполне мог заявить, что это все из-за того, что собак часто кастрируют и таким образом клиент фиксировал свой страх кастрации на собаках. Или если девушка заявляла, что ей не нравится, что к ней пристает друг ее отца, Фрейд заявлял, что это все, потому что член друга отца похож на говняшку и именно поэтому он вызывает такое отвращение. Да это описание реального случая из практики Фрейда, а не мои выдумки.
Отличие Фрейдовского подхода состоит в том, что он и другие ранние психоаналитики исходили из выдуманной и ни на чем не основанной теории, в соответствии с которой они делали прямые внушения клиентам, которые любой психоаналитик конечно же назовет интерпретацией, а не внушением. Ну и когда кто-то верил в подобные интерпретации это даже могло привести к исцелению.
Но сейчас психологи действуют немного иначе и если вы думаете, что анализ каких-то там когнитивных схем это лишь прерогатива психоанализа, то нет, такой анализ используется в принципе во всех направлениях.
Например, в большинстве глубинных направлений и в том же психоанализе, но современном в основном просто отражают проявления клиента, также делают и в клиент центрированной терапии. Постепенно отдельные элементы поведения и чувств клиента складываются у него в общую схему.
В гештальт терапии принято анализировать паттерны клиента, которые он проявляет здесь и сейчас. И, например, если клиент дистанцируется при разговоре с терапевтом, то терапевт может отметить это. тем самым дав клиенту возможность осознать свой проблемный паттерн и как-то изменить его, например наоборот вовлечься в разговор.
В когнитивной и схема-терапии принято анализировать глубинные убеждения, ну и непосредственно схемы, а затем пытаться изменить их.
Но чтобы понять, о чем идет речь нам надо в целом объяснить, что такое когнитивная схема.
Существует множество определений когнитивных схем, поэтому я выберу то которое нравится мне.
Когнитивная схема – это амодальная, а значит, бессознательная структура нашей психики которая включает в себя признаки ситуации и реакцию на них.
И чтобы понять, что же всё-таки анализирует психотерапевт нам надо обрисовать способ с помощью, которого когнитивные схемы формируются, а для этого надо снова раскрыть всю теорию психодинамической психотерапии.
Так вот психодинамическая психотерапия базируется на том, что у нас есть всякие разные потребности. Активация той или иной потребности приводит нас в состояние стресса и заставляет искать объект с помощью, которого мы могли бы удовлетворить эту потребность. В здоровом состоянии человек способен так или иначе удовлетворять все свои основные потребности, благо что способов для удовлетворения одной и той же потребности может быть много.
Но как формируется болезнь? В соответствии с психодинамической теорий, да и в соответствии с теориями любых других терапий, болезнь формируется тогда, когда на пути удовлетворения потребности нам встречается тот или барьер, и в итоге удовлетворение потребности прерывается.
Однако, то, что потребность прерывается совсем не значит, что она полностью исчезает, если у нас не получилось поесть это не значит, что мы больше и не захотим есть. Скорее всего с каждой минутой мы будем чувствовать голод все сильнее и сильнее, и ровно тоже происходит и с другими потребностями, например с потребностью в любви, агрессии, принятия ну и какими угодно еще.
Таким образом напряжение и стресс будут лишь накапливаться и то, что будет делать организм – это пытаться искать какие-то иные способы отреагирования стресса и сброса напряжения. И скорее всего он найдет его в болезни, от которой нам и предстоит избавить нашего клиента.
И в этом случае глубинный терапевт будет работать не с самим симптомом, а с тем, что изначально помешало удовлетворению потребности будь то травма запрет или что-то еще. Убрав подобный запрет, энергия потребности клиента начнет течь свободно и необходимость в симптоме просто исчезнет и именно поэтому глубинные терапевты вместо того, чтобы обсуждать с вами страх собак начинают говорить про семейные проблемы.
Но проиллюстрируем все это на примере. Предположим, к нам на сеанс пришёл клиент с паническими атаками. Что будет делать поведенческий терапевт, он просто возьмет основные симптомы панической атаки и будет проводить экспозиции, например, заставит человека позадыхаться, покружиться на кресле чтобы закружилась голова и т.д. Вскоре паническая атака исчезнет, а потом, когда исследование зафиксирует позитивные результаты, а человек перестанет практиковать экспозиции, она снова вернется, но не суть важно.
Что же будет делать в такой же ситуации, например, гештальт-терапевт.
Он будет выяснять текущие обстоятельства в жизни клиента и окажется, что от клиента ушла жена, или примерно в его возрасте умер его отец. И тогда гештальт-терапевт может предположить, что клиент страдает от одиночества и страха смерти и именно связанные с этими чувствами потребности фрустрированы. Тогда терапевт поможет человеку, например наладить отношения с противоположным полом, ну или проработать свой страх смерти и панические атаки вполне могут исчезнуть, а могут конечно и не исчезнуть если они уже закрепились как стандартный способ сброса стресса.
Однако, в целом гештальт-терапевт прояснит клиенту его проблемою схему, «уход жены провоцирует в тебе страх одиночества, а этот страх выражается в панических атаках, что мы можем сделать с твоим одиночеством, чтобы страха больше не было?».
Регрессивный гипнотерапевт зайдет с другого конца. Он проведет этому клиенту возрастную регрессию и обнаружит, что в ряде травматических ситуаций клиента бросали, сначала девочка в школе, а потом родители, которые забыли забрать его из садика.
И получается, что уже тогда в детстве, когда он дико плакал в детском садике он испытал одиночество, а то, что недавно его бросила жена стало лишь триггером для активации этого чувства, которое затем и переросло в панические атаки.
В итоге как вы можете видеть в обоих случаях причина объективно не была никак связана с симптомом, о котором заявил клиент. И в этом и состоит проблема глубинной терапии, в том, что в принципе невозможно доказать подобную связь, даже если человек выздоровел после терапии.
Но мы пойдем дальше и рассмотрим конкретнее как формируется травма и ее вытеснение. Как я уже сказал, у нас есть потребности, которые на определенном этапе сталкиваются с препятствием.
В целом вариантов таких препятствий не так уж и много, а основных из них два.
Во-первых, это научение и, так называемые интроекции, т.е. те убеждения и внушения, которые мы впитываем. И если девочке говорили, что нельзя вести себя как шлюха, то она вполне может заблокировать свою сексуальность. А если мальчику заявляли, что нельзя плакать, то он не сможет проплакаться даже при смерти друга, и весь груз и напряжение так и будут оставаться в его теле.
Иногда люди осознают свои внутренние запреты и интроекты и активно, например заявляют, что плакать не по-мужски, но часто мы изучаем те или иные интроекты имплицитно, например, моделируя поведение наших родителей. И если отец много работал, то клиент мог просто смоделировать его поведение и тоже полностью загрузить себя работой, даже не замечая этого.
Ну а если сын ненавидел отца, который постоянно бухал и всех бил, то тогда он мог неосознанно сформировать противоположный паттерн поведения, например вообще никогда не проявляя агрессию или запрещая себе активное поведение с женщинами.
Подобные интроекты исходящие из контролирующей функции нашей коры постепенно затормаживают эмоциональные реакции нашей подкорки и в какой-то момент мы вообще престаём их замечать. Поэтому если клиент и может прямо сказать, что плакать не по-мужски, то осознать свою реальную внутреннюю необходимость выплакаться ему уже намного сложнее. Еще сложнее позволить себе это сделать.
Второй вариант прерывания потребности – это психологические травмы. Психологическая травмы – это ситуация, превышающая наши адаптационные ресурсы и когнитивные возможности по интеграции содержания травмы.
Проще говоря травмы – это ужасные ситуации, которые мы не способны адекватно осмыслить и интегрировать в свое сознание. И чем человек моложе, тем вероятность травм выше, как раз-таки из-за отсутствия когнитивных возможностей.
Так вот в момент травм и формируются когнитивные схемы. Наша лимбическая система запоминает признаки ситуации и нашу реакцию на них и в последующем при появлении похожий признаков она воспроизводит туже реакцию.
Например, если пьяный отец постоянно избивал мать, то будучи взрослым клиент будет напрягаться при виде алкоголя.
Если ребенка покусала собака, то у него может сформироваться фобия собак.
Если ребенок попал в ситуацию, где не смог закричать, то у него может сформироваться заикание ну и т.д.
Из прошлых роликов мы уже узнали с вами о ряде гипотез о том, почему такие травмы вытесняются и забываются несмотря на то, что представляют из себя крайне насыщенные события.
1. Теория контекстуальной памяти, которая гласит, что вытеснение травмы происходит и-з-за разницы между нашим обычным состоянием и состоянием крайнего стресса. Воспоминание в этом случае связывается с травматической эмоцией и диссоциируется от остальной сети памяти.
2. Нейрофизиологическое объяснение. Вытеснение травмы происходит из-за подавления миндалиной гиппокампа и коры, которые отвечают за нормальное семантическое запоминание.
3. Нарративная теория предполагает, что мы вытесняем свои травмы из-за того, что неспособны вербализировать травматический материал из-за чего он не встраивается в семантическую сеть памяти. Именно этим обусловлен феномен так называемой инфантильной амнезии или забывания нашего детства.
4. Теория когнитивного диссонанса, которая предполагает, что мы вытесняем травматический материал, потому что он нам неприятен и расходится с нашей картиной мира. Именно поэтому мы прибегаем к когнитивным искажениям и механизмам защиты психики, чтобы отгородится от неприятных воспоминаний и чувств.
В итоге в результате травма всегда несет в себе два аспекта – это тот рефлекс, который связан непосредственно с травмирующим стимулом и фрустрированная потребность, которая остается заблокированной из-за него, а наш клиент всего этого не осознает.
Причем достаточно сложно сказать, действительно ли воспоминание вытесняется, а затем хранится где-то в сети памяти или мы просто с помощью коры затираем наши представления, связанные с травмой, но при этом наша миндалина сохраняет травматические чувства.
Однако и в том, и в другом случае необходим психотерапевт, который поможет клиенту осознать проблему и ее причину и создать новые нейронные связи между подкоркой и корой, либо воскресив потерянное воспоминание, даже если оно будет ложным, так как это позволит соединить мышление и аффект.
© SimplePsychology, YouTube, Инстаграмм, Вк, Сайт (консультации)
#психотерапия #эффективность психотерапии #психолог онлайн #помощь психолога #психологическая помощь