«Русские города до революции росли скорее вширь, чем ввысь, — рассказывает историк и ученый-москвовед Павел Гнилорыбов в книге "Архитектурные излишества: как полюбить Москву. Инструкция". — Это позволяло колокольням церквей и пожарным каланчам формировать незабываемую небесную линию, создавать ощущение атмосферной и старинной застройки. Жилые же здания очень долго оставались низкими — еще не сформировался рынок земли, участки стоили довольно дешево.
Самое высокое жилое здание Москвы XVII века — палаты Нарышкиных на Петровке (на фото) — равно современному трехэтажному дому. Первое пятиэтажное здание — на Ильинке, в пределах богатого Китай-города — мы встречаем только в 1870-е годы. Путешественники в вопросах этажности не замечали резкой разницы между Москвой и Пензой. Чеховский Ванька "на деревню дедушке" пишет как раз о зданиях в два-три этажа.
Лишь перед революцией жилищный бум в Петербурге заставил дома подрасти — в Москве накануне Первой мировой даже собирались строить "американский" дом высотой в тринадцать этажей. В 1917 году средняя этажность в городе составляла около 1,5.
Конструктивистские поселки советской эпохи тоже весьма соразмерны человеку — максимум пять-шесть этажей. Сталинское жилье лишь вдоль основных проспектов было высоким, достигая 14-этажной отметки. После Второй мировой начался бум малоэтажных сталинок коттеджного типа.
Современная индустриальная застройка, уносящая человека в 30—35-этажную высь, совершенно чужда российским архитектурным традициям, мешает развивать архитектурное зрение, заслоняет горизонт и порой уничтожает вид на некогда великолепные ландшафтные композиции.
Небоскреб в России всегда являлся лишь центральной доминантой ансамбля (Главное здание МГУ, Дворец Советов). Нам нужно стремиться к традиционной высотности русских городов. Отрадно, что все больше девелоперов возвращаются к комфортной застройке, равной в нашей стране 3—8 этажам».
Книга-инструкция «Архитектурные излишества: как полюбить Москву» поможет найти свой любимый архитектурный стиль и заметить достопримечательности столицы, на которые вы не обращали внимания.
Её автор Павел Гнилорыбов — историк, ученый-москвовед и автор телеграм-канала «Архитектурные излишества».
(846000)