Найти тему
LIT-RA

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Лермонтова привлекает и глубоко волнует образ поэта — народного трибуна, зовущего на битву. Лермонтов мечтал о том, чтобы голос его «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных...». Он продолжает традиции гражданской декабристской поэзии, заложенные Рылеевым, Пушкиным и др.

Внутреннее сознание поэта автор исследует в стихотворении «Поэт» (1838), состоящем из двух частей, первая из которых содержит описание кинжала.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Несмотря на свое героическое прошлое, ныне кинжал стал «игрушкой золотой». Во второй части стихотворения Лермонтов обращается к поэту, который «свое утратил назначенье».

Двойственность поэта заключается в том, что он совмещает в себе два сознания, одно из которых — вчерашнее, проповедующее высокую поэтическую миссию пророка, а другое — сегодняшнее, говорящее о тщетности поэтических усилий.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Лермонтов рассматривает и роль поэта в современном обществе. В стихотворении «Смерть Поэта» отчетливо звучит мысль Лермонтова, что в современном обществе судьба поэта трагическая.

О предназначении поэта Лермонтов говорит в стихотворении «Пророк» (1841).

С тех пор как вечный судья

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

В современном Лермонтову обществе роль поэта незначительна, так как само общество несовершенно и не может воспринимать высоких устремлений творческой личности.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Среди людей жизнь поэта невыносима, и потому лирический герой отправляется в пустыню, где он находится в гармонии со всем, что его окружает.

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же поэт все же посещает города, «то старцы детям говорят с улыбкою самолюбивой»:

«Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Поэт, не приемлющий порядков общества, всегда будет находиться с ним в конфликте.

О своем месте в обществе, о своем творчестве и своей жизни Лермонтов рассуждает в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» (1832):

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...» (1832) Лермонтов говорит, что жизнь поэта невозможна без страданий. Таков его удел.

Пора, пара насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.