The National Interest рассказал о единственном корабле, причиной гибели которого стала атака атомной подводной лодки. Это крушение стало причиной долгих политических споров.
Гибель General Belgrano остаётся предметом спором до сих пор. В основном тема обсуждается в Аргентине и среди левых британцев. Издание отмечает, что «ВМС Аргентины и капитан «Бельграно» утверждали, что затопление было законным».
До 1956 года «Бельграно» была известна под именем USS Phoenix (CL-46). Именно этот лёгкий крейсер оказался единственным погибшим от «рук» атомной подводной лодки. Он был создан для борьбы с Японией и пережил Перл-Харбор, а также принял участие в боях в водах Тихого океана. И лишь через 41 год после нападения японцев он стал жертвой HMS Conqueror. Случилось это у Фолклендских островов.
USS Phoenix был пятым в классе Brooklyn. Он был создан в то время, когда основные военно-морские силы мира, которым запрещалось соревноваться в сфере создания боевых кораблей, обратили свое внимание на крейсеры. Со временем выяснилось, что эта стратегия оказалась и дорогостоящей, и дестабилизирующей. Британия, которой требовались легкие крейсеры для патрулирования империи, надеялась, что морские архитекторы спроектируют новые крейсеры с 6-дюймовым орудием и соответствующим образом уменьшат размер кораблей.
К несчастью для безденежного адмиралтейства, у американцев и японцев были разные приоритеты.
Японцы построили класс Mogami, каждое из плавсредств которого было вооружено пятнадцатью 6-дюймовыми орудиями в пяти тройных башнях, с корпусом размером с тяжелый крейсер. Соединенные Штаты ответили "Бруклинами", также вооруженными 15 6-дюймовыми орудиями. Водоизмещение «Бруклина» около 10 тысяч тонн (немного меньше, чем у японских аналогов). Крейсер может развивать скорость в 33 узла. Согласно военно-морской доктрине США того времени, лёгкие крейсеры должны были создать стену огня вдоль основной линии фронта, удерживая таким образом эсминцы от сближения и торпедных атак. На практике между тяжелыми и легкими крейсерами не было большой функциональной разницы, так как быстрое время перезарядки 6-дюймовых орудий компенсировало дополнительный удар 8-дюймового орудия.
В апреле 1951 года Phoenix был продан в Аргентину, став Diecisiete de Octubre. В 1956 году Diecisiete de Octubre был переименован в «Генерал Бельграно» в честь лидера независимости Аргентины. В 1968 году «Генерал» был частично модернизирован и оборудован двумя ракетными установками British Sea Cat.
26 апреля 1982 года было решено направить «Генерал Бельграно» и два эсминца сопровождения на патрулирование к югу от Фолклендских островов. 2 мая крейсер начал перебазирование в сторону материковой части Аргентины. К несчастью для аргентинцев, корабль был обнаружен 29 апреля подводной лодкой HMS Conqueror, который следил за группой, пока британское правительство решало, как действовать. 2 мая Conqueror занял позицию и выпустил три обычные торпеды без самонаведения по судну. Попали две торпеды. Получив серьезные повреждения, «Генерал Бельграно» перевернулся и затонул примерно через тридцать минут после атаки. Позже 770 членов экипажа были спасены, но 323 аргентинца погибли.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"