Подготовка к свадьбе, пошив одежды жениху и невесте, вышивка подарков для всех родственников – весь свадебный обряд занимал в жизни башкирской женщины самое первостепенное место.
Не могли не сохраниться в народной памяти и домусульманские, языческие верования древних тюрков – тенгрианцев, туранцев, поклонявшихся некогда Золотому солнцу и Чёрной земле – богу Тенгри. И эта память сегодня узнаваемо прочитывается в сложном переплетении с культурой ислама, составляя самый архаичный пласт в национальной культуре тюркских народов, которое нашло свое отражение в свадебном наряде.
Оценивая богатство и сложность комплекта свадебного наряда башкирки, можно заметить присутствие большого количества таинственных знаков, амулетов, звенящих, шумящих предметов, которые в древности были необходимы в процессе камлания – общения с духами. Особенно ярко это выражается в содержании такого сложного ансамбля, как праздничный, ритуальный (свадебный) костюм башкирской невесты в богатейшем убранстве: с текстильными вышитыми узорами, ювелирно-тонкими серебряными изделиями со вставками из полудрагоценных камней. Строго приталенный халат на подкладе (тәңкәле елән) сшит из чёрного тонкого сукна или бархата с расклешёнными полами, которые убраны россыпью мелких серебряных монет и бусинками алых кораллов. А полы, ворот и рукава оторочены красной тесьмой и позументом. Все перечисленные украшения несут в себе определённую символику, которая связана в основном с языческими представлениями башкир о мироустройстве и миропонимании, свойственными в целом тюркским народам [7].
Всё в образе невесты – от войлочной обуви, расшитой на пятке символическими узорами, до макушки шапочки с многоярусными височными украшениями, включая и нагрудник, плотно зашитый по традиционной схеме коралловыми бусинками, серебряными монетами и бляшками, сам халат – елән, в композиционном решении которого обозначены все три уровня мира: Верхний, Средний и Нижний, сложившиеся в представлении древних тюрков, – составляет целостную картину мироздания. Крошечные символы вечно нарождающейся жизни в виде алых бусинок коралла олицетворяли изобилие и богатство семьи, рода, племени. Словом, всё убранство костюма невесты несёт в себе мощную духовную символику картины мировидения в космогонических представлениях народа. Это не только декоративное искусство, как принято считать в современной терминологии, а материальное представление древней идеи родовой жизни, воплощённой в убранстве традиционной одежды.
В наряде башкирки всё яркое, всё звенящее и звучащее при малейшем движении, при ходьбе, в танце отгоняет злых духов, защищает от всего негативного. Наконец, чёрный цвет халата олицетворяет мифологический образ Чёрной земли, связанный с символом верховного божества Тенгри. Серебряные монеты, бляшки с чеканными узорами-символами, алые кораллы, рассыпанные по глубокому чёрному фону халата, обязательно «взойдут, будут расти и плодоносить» – лучшее пожелание юной невесте под лучами Золотого солнца. Солнечные диски – солярные знаки, тонко расшитые цветными шёлковыми нитками на полах халата, призваны были убеждать в этом [7].
В древности при изготовлении такого сложного обрядового костюма прибегали к помощи местных шаманов, обладавших таинственной, магической силой влияния на судьбу не только отдельной, частной жизни, но и всей семьи, целого рода, во имя благополучия племени. Шаман играл важную роль в жизнедеятельности людей в прошлом не только среди сибирских народов, но и на огромной территории Урала, в местах расселения тюркских и финно-угорских народов. И не только в домусульманскую эпоху, во времена язычества, но и значительно позже – в ХVIII–ХIХ вв., когда в тюркском мире ислам господствовал в полную силу.
Этапы свадебной обрядности у башкир сохранялись и в ХХ в. Украшения являлись обязательной частью приданого. Состоятельные родители после сватовства заказывали ювелиру целый комплект украшений. В качестве материала часто использовались старые изделия, обветшавшие или вышедшие из моды. Свадьба являлась кульминацией жизни, когда возникала необходимость собрать в костюме невесты воедино всё самое красивое, а следовательно, и важное для здоровья, плодовитости, защиты от негативных влияний. В сложной системе традиционного костюма украшения занимали наиважнейшее место: они завершали или венчали праздничный наряд, придавая ему символическую законченность, вбирая в себя все смыслы, заложенные в народной одежде. Семья изо всех сил старалась не ударить в грязь лицом, чтобы собрать достойное приданое. И в старости на руках женщины оставались простые серебряные кольца, браслеты. Пожилые носили и серебряные амулетницы, куда помещались тексты со специальными сурами из Корана, служившие защитой от всех напастей.
Эльвира МАМЛЕЕВА, научный сотрудник Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова.
Статьи на тему:
Традиции ювелирного искусства башкир
Использование монет в украшениях башкир
Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/
- Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
- Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
- Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!
Наши группы в социальных сетях:
"ВКонтакте" https://vk.com/club117987611,
"Одноклассники" https://ok.ru/group/55438054981651,
"Фейсбук" https://facebook.com/groups/1525400960869573/