Довольно часто разные люди с разными взглядами бросаются словами о том, что нужно и не нужно народу России: при этом оглашаемые потребности от оратора к оратору очень сильно разнятся и никто не приводит объективных аргументов в пользу своего мнения. Давайте разберёмся что же на самом деле нужно народу России, а именно изучим имеющиеся исследования о целях/ценностях/потребностях людей.
Ценности народа России на основе социологических исследований
Одно из самых масштабных исследований это "Европейское социологическое исследование", к которому Россия подключилась в 2006 году. С этим исследованием работают многие социологи Европы и России: (Лапин Н.И., Магун В.С., Руднев М.Г., ...). Данные исследования находятся в открытом доступе, в переводе на русский язык на сайте http://www.ess-ru.ru.
Обратимся теперь к анализу ценностей по методу Шварца на основе европейского социологического исследования: "Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами".
Безопасность превыше всего, а рискованные нововведения не приветствуются.
Учитывая устойчивые взаимосвязи между 10 ценностями, Шварц объединяет наиболее близкие ценности и получает 4 укрупненных категории ценностей: «Самоутверждение», «Выход за пределы “Я”», «Сохранение» и «Открытость изменениям», которые образуют 2 ценностные оси.
Таким образом получаем такую расшифровку:
Сохранение
- Безопасность – Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. Для него важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность во всех отношениях. Он хочет, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан.
- Конформность – Он убежден, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны всегда следовать правилам, даже если никто за этим не следит. Для него важно всегда вести себя правильно. Он старается не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить.
- Традиция – Для него очень важно быть простым и скромным. Он старается не привлекать к себе внимание. Он ценит традиции. Он старается следовать религиозным и семейным обычаям.
Открытость изменениям
- Самостоятельность – Для него важно придумывать новое и подходить ко всему творчески. Ему нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом. Для него важно принимать самому решения о том, что и как делать. Ему нравится быть свободным и не зависеть от других
- Риск–новизна – Ему нравятся неожиданности, он всегда старается найти для себя новые занятия. Он считает, что для него в жизни важно попробовать много разного. Он ищет приключений и ему нравится рисковать. Он хочет жить полной событиями жизнью.
- Гедонизм – Для него важно хорошо проводить время. Ему нравится себя баловать. Он ищет любую возможность повеселиться. Для него важно заниматься тем, что доставляет ему удовольствие.
Самоутверждение
- Достижение – Для него важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает. Для него очень важно быть очень успешным. Он надеется, что люди признают его достижения.
- Власть–богатство – Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей. Для него важно, чтобы его уважали. Он хочет, чтобы люди делали так, как он скажет.
Выход за пределы своего «Я»
- Благожелательность – Для него очень важно помогать окружающим людям. Ему хочется заботиться об их благополучии. Для него важно быть верным своим друзьям. Он хотел бы посвятить себя близким людям. Для него важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он убежден, что у всех должны быть равные возможности в жизни.
- Универсализм – Для него важно выслушивать мнение других, отличающихся от него людей. Даже когда он с ними не согласен, он все равно хочет понять их точку зрения. Он твердо верит, что люди должны беречь природу. Для него важно заботиться об окружающей среде.
Далее в этой работе была предпринята попытка классификации ценностей с использованием кластерного анализа (по методу k-средних).
За единицу анализа был взят отдельный респондент, и статистический алгоритм распределял людей по кластерам только на основании их показателей по 10 центрированным ценностным индексам, безотносительно страны проживания. Мы остановились на типологии, состоящей из 4 кластеров, поскольку в этом случае они были относительно равномерно наполнены, и кроме того, различия между ними хорошо описывались в терминах интегральных ценностных факторов. В кластере I оказалось 6770 (18%), в кластере II – 13074 (36%), в кластере III – 8870 (25%) и в кластере IV – 7334 (20%) респондента.
Если же оставить только население России, то получится следующее распределение:
- 46% занимаются преимущественно самоутверждением и нейтрально относятся к изменениям или сохранению жизненного уклада
- 35% так же занимаются преимущественно самоутверждением, однако тяготеют к сохранению, то есть к безопасности, традициям.
- 14% ярко выражено стремятся к изменениям, новизне, самостоятельности, гедонизму, при этом тяготеют к заботе об окружающих, не забывая о самоутверждении.
- 5% больше чем все остальные в России стремятся помогать людям, меньше всех заботятся о достижениях и богатстве, при этом оставаясь нейтральными по отношению к изменениям или сохранению жизненного уклада.
Таким образом, благодаря переходу со странового на индивидуальный уровень анализа и построению классификации отдельных респондентов, удалось, во-первых, расщепить образ среднего россиянина и показать, что в составе российского большинства имеется два ценностных подтипа. И во-вторых, удалось обнаружить две группы ценностных меньшинств, которые радикально отличаются по своим ценностям от доминирующих в России ценностных типов, но к которым тем не менее принадлежит каждый пятый россиянин.
...
Попарные межстрановые сравнения средних величин по 10 типологическим ценностным индексам показали, что для среднего россиянина, в сравнении с жителями других стран, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и потребность в защите со стороны сильного государства, у него слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и ему менее свойственна склонность к риску и стремление к веселью и удовольствиям. В отношении значимости перечисленных ценностей средний россиянин похож на средних представителей целого ряда других стран, прежде всего, постсоциалистических. В отношении же значимости другой группы ценностей средний россиянин более своеобразен и, как правило, похож на представителей лишь небольшого числа рассматриваемых стран. Речь идет о его сильном стремлении к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (правда, ни желаемый успех, ни способы его достижения не ассоциируются с новациями и творчеством). Сильная ориентация на индивидуальное самоутверждение оставляет в сознании этого человека меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает.
Полученные результаты подтверждаются исследованием "Обзор мировых ценностей" (World Values Survey), данные по которому представлены на сайте http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp. На основе этого исследования строится Культурная карта мира Инглхарта – Вельцеля:
На ней мы как раз видим как в России доминируют ценности безопасности и как стремительно уменьшается ценность секуляризма (в сторону традиционализма).
Секуляризм - это идеология, отвергающая любые богословские системы и обосновывающая окружающую действительность, общество и человека исключительно исходя из опыта земной жизни. К секуляризму очень близок крайний атеизм. Отрицая религию в принципе, секуляризм выступает за социальный прогресс и улучшение условий жизни. Понятие секуляризма появилось в середине XIX века. Наиболее известный идеолог секуляризма - Ч.Бредлоу. Христианские идеологи видят в секуляризме одну из самых больших опасностей для духовной жизни человека и считают его следствием признания автономности мирских реальностей и независимости их от бога.
Из https://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/678
Данное исследование предоставляет возможность увидеть изменение ценностей в динамике с 1981 года. На видео ниже отображена динамика изменения ценностей в странах с 1981 до 2014 года:
Видно как начиная с 2000 года Россия резко начала уходить от секуляризации к традиционализму по направлению к мусульманским ценностям.
Ценность безопасности и выживания, очевидно объясняется пережитыми событиями последних 100 лет: гражданская война, мировая война, перестройка, развал страны, угрозы со стороны некоторых стран, окружение базами альянса, созданного против России (СССР).
Падение ценности секуляризации скорее всего вызвано уходом антирелигиозной пропаганды (СССР) и появлением религиозной пропаганды.
Цели народа России
Согласно исследованию "Разные цели одного общества", чётко выраженную цель в жизни имеют 52.4% россиян, 25.9% живут повседневными задачами, 21.7% не ставят целей так как «все, что могли, уже сделали».
Цели распределены между респондентами, имеющими цели (52.4%), следующим образом:
- приобретение квартиры, покупка/постройка дома или дачи (24.3%)
- обеспечение будущего детей (16.2%)
- образование, повышение квалификации, творческие задачи (11.1%)
- создание или пополнение семьи (10.8%)
- карьера, повышение в должности, организация своего дела (9.9%)
- погашение крупного кредита, ипотеки (6.9%)
- приобретение автомобиля, мебели, ремонт в квартире (6.9%)
- путешествия, смена региона проживания (6.0%)
- увеличение доходов, материального достатка (4.2%)
Видно, что в основном реализуемые цели, которые люди воспринимают как ключевые на указанных отрезках своей жизни, отражают структуру типовых социально-бытовых проблем, нерешенных в российском обществе. Но виден и высокий рейтинг целей, либо не имеющих материальной подоплеки, либо, даже будучи материалистическими по форме, основанных, тем не менее, на неэгоистических мотивах и направленных на создание мериторных благ, в частности, здоровья и образования поколения детей и внуков.
Жизненные цели можно разделить на материальные (утилитарные, такие как повышение доходов, прирост стоимости имущества), не материальные (идеальные, такие как общественное уважение, духовная потребность, миссия, направленность на помощь другим) и смешанные.
...цель «закончить получение второго высшего образования для руководящей должности» классифицировалась как утилитарная, тогда как сходная по форме цель «получение второго высшего образования», при том что респондент классифицировал ее как приносящую общественное уважение и удовлетворяющую его духовные потребности, классифицировалась как идеальная. Цели, которые сочетали стоимостные и духовно акцентированные характеристики, классифицировались как смешанные.
Распределение респондентов по типам жизненных целей получилось следующее:
- «чистые утилитарные» (36.1%)
- «чистые идеальные» (38.5%)
- «смешанные» (25.4%)
Заключение
Люди в России в массе своей больше обеспокоены личными благополучием, и защитой от различных угроз (экономических, политических, военных). При этом в России возрастает ценность традиций.
В России можно выделить четыре категории людей:
- 46% занимаются в первую очередь самоутверждением, увеличением собственного благосостояния, стремятся к признанию своих достижений и при этом в среднем равнодушно относятся, что к творчеству, приключениям, новым занятиям в жизни, что к государственной безопасности, соблюдению правил и законов, традициям и религиям.
- 35% так же занимаются преимущественно самоутверждением, увеличением собственного благосостояния, стремятся к признанию своих достижений, однако для них, больше чем для всех остальных, важны традиции, религия, государственная безопасность и соблюдение правил, законов.
- 14% стремятся к свободе, к изменениям, к творчеству, к приключениям, к риску, для них крайне важно принимать самим решения о том, что и как делать, при этом они тяготеют к заботе об окружающих.
- 5% больше чем все остальные стремятся помогать людям, заботиться о благополучии окружающих, выслушать мнения каждого, стремятся к равенству, больше других заботятся об окружающей среде, при этом в среднем равнодушно относятся, что к творчеству, приключениям, новым занятиям в жизни, что к государственной безопасности, соблюдению правил и законов, традициям и религиям.
Это и есть Россия сегодня.
Источники и доверие к ним
1) "Европейское социальное исследование"
Наиболее известный и уважаемый сравнительный проект в области социальных наук в Европе в последнее десятилетие. Сайт
In 2001, the European Social Survey was established at the National Centre for Social Research (now NatCen Social Research) in London. Since 2003, the ESS Headquarters are hosted by City, University of London (UK).
In 2005, the ESS was the winner of the Descartes Prize for Research and Science Communication.
Оснований не доверять данному источнику не вижу, так как с данным исследованием работают ведущие коллективы социологов, данные находятся в открытом виде: всё можно проверить и перепроверить. К тому же результаты подтверждаются другими социологическими исследованиями.
В России данное исследование финансировалось в разные годы из разных источников:
- в 2006 году за счет финансирования Институтом сравнительных социальных исследований.
- в 2008 году при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательских проектов РГНФ «Ценности россиян в европейском контексте (Второй российский опрос по программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS)»), проект № 08-03-03226 e/p; «Профессиональная структура и социальная стратификация населения России. Второй национальный опрос по программе «Европейского социального исследования» (EUROPEAN SOCIAL SURVEY- ESS )», проект № 08-03-03210 e/p; «Политическая культура России: сравнительный анализ с новыми и развитыми демократиями Европы (Второй российский опрос по программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS)», проект № 08-03-03209 e/p., а также Института сравнительных социальных исследований.
- в 2010 году на грант РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Политическая культура России – результаты двадцати лет реформ: сравнительный анализ с новыми и развитыми демократиями Европы (Третий российский опрос по программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS)", проект № 10-03-03203e/p, а также на пожертвование John D. and Catherine T. MacArthur Foundation №10-94481-000-GSS
- в 2012 году при участии и финансовой поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Финансовую поддержку оказали также Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта «Демократия – содержание понятия в массовом сознании и сравнительный анализ составляющих демократии в разных политических системах (Четвертый всероссийский опрос по программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS)»), проект № 12-03-18012/12 и РИА Новости.
- в 2014 году при участии и финансовой поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Финансовую поддержку оказали также Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта «Политическая культура России, трансформация социальной роли государства и уровень социального благополучия граждан: межстрановое сравнение с новыми и развитыми демократиями Европы (Пятый российский опрос по Программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS)»), проект № 14-03-18007.
- в 2016 году на грант Российского гуманитарного научного фонда (РФФИ) в рамках научно-исследовательского проекта «Стабильность и изменения в установках, ценностях и поведении россиян на протяжении последнего десятилетия Шестая волна российского опроса по Программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS. Грант 16-03-18037. А также финансовой поддержке РАНХиГС.
- в 2018 году на грант Российского гуманитарного научного фонда (РФФИ) в рамках научно-исследовательского проекта "Структура ценностей, взглядов и нормативных установок, образ жизни и поведение россиян в первые двадцать лет XXI века - Седьмая волна Российского социального исследования (РСИ) по Программе международного сравнительного исследования European Social Survey – ESS." Грант РФФИ Номер 18-011-00999. Важную научную и финансовую поддержку оказал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
2) Исследование World Values Survey
Данные этого исследования тк же представлены в открытом виде на сайте. Проект зарегистрирована в 1981 году как некоммерческая ассоциация по исследованию мировых ценностей в Стокгольме, Швеция Обзор мировых ценностей. Президент: Кристиан Херпфер (Австрия), вице-президент: Алехандро Морено (Мексика), вице-президент: Кристиан Вельцель (Германия), генеральный секретарь: Би Пуранен (Швеция), казначей: Алехандро Морено (Мексика), члены: Пиппа Норрис (США) Марта Лагос (Чили), Эдуард Понарин (Россия), президент-учредитель: Рональд Инглхарт (США), директор архива: Хайме Диез-Медрано (Испания).
И тут довольно интересны мысли Эдуарда Понарина, с которыми можно ознакомиться в статье.
Помимо этого можно подробнее узнать об этом исследовании в работе "Социокультурные ценности россиян: динамика развития(на основе данных исследований World values Survey)".
Каждая национальная команда несет ответственность за свои расходы, и большинство исследований финансируются из местных источников. Тем не менее, централизованное финансирование было получено в тех случаях, когда местное финансирование невозможно. В настоящее время деятельность Секретариата WVS и Исполнительного комитета WVS финансируется Фондом 300-летия Банка Швеции . Другое финансирование было получено от Национального научного фонда США , Шведского агентства международного сотрудничества в области развития (SIDA), Фонда Volkswagen, Немецкого научного фонда (DFG) и Министерства образования, культуры и науки Нидерландов.
Данные World Values Survey использовались в большом количестве научных публикаций, а его результаты были опубликованы в таких СМИ, как BBC News , Bloomberg Businessweek , China Daily , Chinadialogue.net , CNN , Der Spiegel , Der Standard , Discover , Rzeczpospolita , Gazeta Wyborcza , Le Monde , Neue Zürcher Zeitung , Newsweek , Russia Today , Süddeutsche Zeitung , Time , The Economist , The Guardian , The New Yorker , The New York Times , The Sydney Morning Herald , The Washington Post и Доклад о мировом развитии .
Аналогично предыдущему не вижу причин не доверять данному источнику в силу его масштабности и того, что его результаты коррелируют с другими исследованиями.