Вот если бы Горький уже не сказал про Ленина «Какая глыба! Какой матерый человечище», он непременно потратил бы этот перл на Виталия Старжинского. Без вариантов. Недаром наш предыдущий герой Стас Смолин посвятил ему масштабное пародийное полотно «Старжинский-блюз», где в частности спел:
Слова и числа – священный бред!
О! Сколько смысла в твоем «Привет»,
О! Сколько неги в твоих глубоких очках…
Старжинского и друзья, и просто знакомые зовут СТАРЫЙ – вроде бы и логично, но ведь он Старый смолоду, с юных ногтей. Вернее, с юных пальцев на грифе. Возможно поэтому, Старый меняется неохотно, седеет не активно, а голос по сей день временами громок и звонок как иерихонская труба. Иногда лампочки от голоса Старого реально лопаются.
Ну а если серьезно, Виталий Старжинский – одна из самых культовых фигур в Прикамской авторской песне. И не только потому, что действительно пишет отличные песни. Разные он пишет песни, временами и неудачные попадаются. Но Старжинский выглядит и держит себя как мэтр, и это правильно. Ему есть за что себя ценить.
Вот что меня греет в творчестве Виталия, так это то, что он всегда узнаваем. Даже если пишет нечто экспериментальное, даже если изо всех сил пытается уйти в новой песне или стихе от себя самого – все равно узнаваем. С первых слов и нот. А экспериментирует Старжинский регулярно. Помнится, была у него пора рок-н-роллов, писал регги, к кантри возвращается периодически всю жизнь, блюзами бывало народ поражал, даже намедни в шансоне себя попробовал. Но все равно узнаваем. И чтобы не старался написать Виталий Старжинский, как бы не изгилялся, получается все равно авторская песня. Получается, что Старжинский, сколько бы мы над ним не прикалывались – некий символ и оберег нашей песни. В Прикамье, во всяком случае.
Это была песенка как раз из концертной акции «Авторская песня года 2018». Виталий представил ее как шансон. Извинялся даже, несколько кокетничая по привычке – не любят у нас шансон, и не от всякого примут, не каждого будут слушать в таком сомнительном жанре. Но Старжинский, как бы ни стилизовался, написал все равно отличную бардовскую песню. Ну слабО убежденным шансонщикам выдать припев:
Главное – не износилась бы Душа,
Даже если техника изношена…
Да и ритмически этот припев решен так, что за километр видно – Старжинский.
Вообще-то, в этих текстах уже сложилась определенная традиция, которую я сегодня нарушил. Ну надо же было начинать с какой-то песни, максимально характеризующей творчество автора, а потом уже про Песню года. Но, Старжинский - он особенный и стоит особняком, хотя всегда в тусовке, поэтому песню, в которой Старжинский бы проявился во всей красе придется ставить в середине рассказа. Да, и будь у меня возможность, я бы поставил бы, конечно, не эту песню. Был у него по молодости период писания этаких хитов – и очень удачный период. Вот только этот период остался в основном в виде аудиозаписей. Впрочем, песня, которую я вам сейчас хочу предложить, при всей своей сложности – а там эксперимент с размером – оказалась одной из самых исполняемых песен Виталия. Мне даже как-то довелось поприсутствовать на импровизированной дискуссии по поводу ошибок исполнителей в этой песне, которую сам мэтр затеял на Ильменском фестивале.
А вот в Песне года Старжинского всегда много. Просто ему же приходится дважды выходить на сцену в этих концертах – один раз самому, второй обязательно вместе со Стасом Смолиным, и порой складывается впечатление, что он не меньше отделения поет там, где людям разрешается поучаствовать с двумя номерами. Да и самым большим благополучателем Песни года тоже можно считать Старого. Эта акция его со второй попытки так стимулировала, что теперь он каждый раз специально пишет к акции нечто совершенно небывалое, хотя, конечно, и узнаваемое за километр. Но, друзья, узнаваемое – это, блин, Прикамский знак песенного качества.
На финал хочу показать вам редкий вид творчества для Старжинского, но вполне традиционный для Перми, как я уже несколько раз тут писал – речь о песне на чужие стихи. У Виталия подобных вещей очень мало. В юности как-то написал замечательную песню на стихи Юрия Левитанского и очень долго к этой практике не возвращался, если не считать прикольных трехстрочных песенок на стихи Михаила Яснова. Но это – для доченьки, это – святое. А вот к серьезной чужой поэзии в песне Виталий не обращался давненько. И вот в прошлом году неожиданно спел Бахыта Кенжеева. И очень удачное, я считаю, предложил песенное прочтение этого большого поэта.