9 января 1917 года английский пароход "Глэдис Роял" с грузом угля спокойно следовал в Буэнос-Айрес, огибая с востока Азорские острова. Зона боевых действий осталась далеко позади, поэтому приближавшийся на всех парусах трехмачтовый барк не вызвал у капитана ни малейшего подозрения. Тем сильнее было удивление англичан, когда в следующее мгновение прямо по курсу парохода поднялся столб воды от разрыва снаряда, а над мирным парусником вдруг взвился флаг кайзеровских военно-морских сил...
Понимая, что одолеть "владычицу морей" можно лишь нарушив снабжение Британских островов по морям, германское командование, с самого начала войны уделяло значительное внимание действиям на коммуникациях противника, для этого выделялись как крейсера специальной постройки, так и вооруженные торговые суда т.н. вспомогательные крейсера. По началу крейсерская война имела успех: в качестве примера можно вспомнить действия эскадры адмирала фон Шпее, или рейдеров-одиночек "Эмдена" и "Кенигсберга". Но уже к началу 1915 года большинство рейдеров было либо уничтожено, либо было вынуждено интернироваться в нейтральных портах. Подводные же лодки имели ещё довольно ограниченный радиус действия и не могли оперировать в таких отдаленных районах как Южная Атлантика или Индийский океан.
И вот германскому морскому штабу поступило оригинальное предложение - превратить в рейдер парусное судно. И это в эпоху дредноутов, и подлодок! Автором идеи был лейтенант торгового флота Альфред Клинг. Судно подыскивали по двум критериям: неприметное, чтобы не выделяться среди многих парусников, довольно активно использовавшихся в торговых флотах того времени, и достаточно крепкое.
Выбор пал на трофейный американский трехмачтовый парусник "Pass of Balmaha", захваченный летом 1915 года немецкой подводной лодкой: на борту находились британские военные моряки, что позволило считать судно трофеем. Немцы оснастили корабль 1000-сильным дизельным двигателем и переименовали его в "Seeadler" (в пер. с немецкого "Морской орел") На борту оборудовали места для установки двух 105-мм пушек,установили цистерны для 480 тонн топлива и 360 тонн питьевой воды, помещения для хранения ручного оружия и взрывчатки, а также запаса продовольствия на два года плавания. командиром корабля назначили капитан-лейтенанта графа Феликса фон Люкнера, опытного моряка, имевшего опыт управления крупными парусными судами. Автор идеи, лейтенант Клинг, стал старшим офицером рейдера.
Чтобы выйти на оперативный простор, "Зееадлеру" предстояло прорвать английскую морскую блокаду. Была разработана легенда, по которой судно являлось норвежским парусником "Ирма", который везет груз бревен из Копенгагена в австралийский Мельбурн. В экипаж набрали моряков владевших норвежским языком: таких во всем флоте набралось 23 человека, включая самого фон Люкнера. В дело включились спецы из военно-морской разведки: каждому члену экипажа была подготовлена вымышленная фамилия и биография: наизусть заучивались названия улиц, и достопримечательностей в тех городах, где они якобы жили, на стенах кубриков развесили фотографии с видами норвежских городов, в сундуках лежали письма от "родственников" на норвежском языке, и фото жен и детей, на которых были сделаны оттиски названий известных в Норвегии фотостудий.
И вот 21 декабря 1916 года парусный корсар вышел в море имея на борту команду из 64 человек: те, кто не говорил по норвежски укрывались на нижних палубах, до прохода лини английских патрулей. Воспользовавшись разыгравшимся сильным штормом, рейдер почти проскочил на оперативный простор, когда у побережья Исландии он повстречался с английским вспомогательным крейсером "Эвендж". Англичане заставили парусник остановиться и принять призовую партию. Осмотревшие "Зееадлер" офицеры и матросы не заметили ничего подозрительного, и, сев в шлюпку, уже было собрались восвояси, как вдруг ветром лодку начало сносить к корме парусника, ещё немного и станет заметна главная улика - гребной винт, которого на "Ирме" как бы нет. Тут находчивый граф не растерялся и сбросил за борт канат, чтобы он раскачивался прям над головами сидевших в шлюпке. Трюк удался и англичане , отвлекшись на канат, не заметили винт. Распрощавшись с "Эвенджем", рейдер поставил паруса и наконец-то вышел на океанский простор: там бревна полетели за борт, а на палубе появились пушки.
Счет его победам открыл вышеупомянутый "Глэдис Роял": экипаж взяли в плен, а пароход пустили ко дну зарядом взрывчатки. 10 января 1917 года та же участь постигла ещё одного "торговца" - пароход "Лэнди Айленд" не довез до порта четыре тысячи тонн сахара.
С 21 января по 11 марта 1917 года в районе центральной Атлантики "Морской орел" собрал богатый урожай трофеев: один пароход и восемь парусников союзников пошли на дно вместе со своими грузами. Схема действия была одинакова: "подкрадывание" по видом безобидного купца, затем предупредительный выстрел, пленение экипажа и потопление судна артогнем или зарядом взрывчатки.
Всё это время союзники не имели никакой информации о парусном рейдере и могли только предполагать куда пропадают их суда в океане.
Граф фон Люкнер, надо сказать, прямо по рыцарски, подошёл к вопросу обеспечения быта пленников: для офицеров были предусмотрены трехместные каюты, матросам оборудованы кубрики с подвесными койками, имелся большой запас постельного белья и обширная библиотека с книгами на английском и французском языках.
К середине марта на борту "Зееадлера" скопилось уже 263 пленных моряка, на новых просто не было места и ресурсов. 21 марта на пути немцев повстречался французский парусник "Камбронн": его решено было не топить, а использовать для отправки пленных в Рио-де-Жанейро. Чтобы француз не прибыл туда слишком быстро ему обрубили стеньги. Поэтому, когда 30 марта 1917 года "Камбронн" достиг Рио, рейдер был уже далеко и держал курс на юг, к мысу Горн, чтобы обогнув его уйти в Тихий океан. Одновременно о действиях "Зееадлера" наконец-то узнали и англичане.
Британское адмиралтейство тоже просчитало курс германского парусника и бросило на его поимку все крейсера имевшиеся у него в водах близ Южной Америки. 18 апреля им почти повезло: немцы увидели британский вспомогательный крейсер "Отранто" и уже посчитали себя обнаруженными, однако англичане не проявили к ним никакого интереса и "Зееадлер" благополучно прошёл в Тихий океан. В начале июня Люкнер уже пересек экватор и привел свой корабль в центральную часть Тихого океана, однако добыча оказалась невелика - всего три парусные шхуны.
Поскольку за полгода плавания запасы питьевой воды подходили к концу, а у экипажа появились признаки цинги, фон Люкнер повернул к острову Мопеха, где и бросил якорь 28 июля 1917 года. команда съехала на берег для отдыха. Но тут случилось непредвиденное - 2 августа внезапно налетевший шквальный ветер сорвал "Зееадлер" с якорей и выбросил на камни. Так закончился двухсотдвадцатичетырехдневный поход этого последнего парусного рейдера, за время которого он потопил 14 судов общим водоизмещением более 30 тыс. брутто тонн.
Однако эпопея фон Люкнера и команды на этом не закончилась: вместе с пятью добровольцами из команды, с винтовками и гранатами, граф решил продолжить борьбу. Им даже удалось захватить небольшое парусное судно, на котором они хотели продолжить пиратствовать на торговых путях союзников, но на одном из островов они были арестованы местной полицией и оказались в лагере военнопленных до конца войны. Лейтенант Клинг тоже ухитрился захватить себе корабль: к острову подошло небольшое французское судно "Лютеция", которое он взял на абордаж и под дулом своего "парабеллума" заставил французов сойти на берег, затем переименовал корабль в "Фортуну" и взял курс на Южную Америку. Но "Фортуне" не подфартило и она разбилась о скалы у острова Пасхи, а команда была интернирована чилийскими властями.
Источники: "Винджаммеры: «Падуя» и другие (торговые парусные суда)"/Журнал "Морская коллекция" №3-1998
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал .И до новых встреч на "Историческом броневичке" !