Найти в Дзене
АвТОгус

Про автомобили, велосипеды, самолеты и мотоциклы из Чехии. Часть вторая.

К 1914 году Laurin & Klement становится ведущим игроком на рынке Европы. В сферу деятельности компании попали не только автомобили и грузовики, но и сельхозтехника, самолеты, станки для фабрик и многое другое.

К началу Первой мировой войны заводы чешской фирмы были загружены заказами. Дело в том, что Австро-Венгерская Империя и ее армия нуждались в легковом и грузовом транспорте. Станки производимые фирмой были нужны для производства орудийных снарядов и патронов. Однако вечно так продолжаться не могло. После завершения прокатившейся катком по Европе войны поменялось многое. Крупнейшая мировая Империя перестала существовать. Чехия получила независимость и стала Первой Чехословацкой республикой.

-2

Однако передел границ стал болезненным ударом для Laurin & Klement . Так фирма потеряла множество стабильных заказчиков, та же Российская империя, на ее долю приходилось до одной трети заказов, почила в бозе. Образовавшиеся государства были экономически слабыми и говорить о серьезных заказах не приходилось. Однако опыт накопленный компанией за предвоенные годы очень пригодился. Интересно, что существовавшие запреты строго контролировались армией новой республики, поэтому основной продукцией становятся не автомобили, а сельскохозяйственная техника. В частности львиная доля продукции чехов пришлась на производство моторных плугов Excelsior, пользовавшихся хорошим спросом.

-3

Разработкой же легковушек и грузовиков почти никто не занимался. Именно поэтому предприятие бывшее лидером мирового автопрома неожиданно стало плестись в хвосте. Да машины были надежными, но иха конструкции была архаичной. И выглядела консервативно на фоне конкурентов.

В самом конце июня 1924 года на предприятии случился пожар. Огонь уничтожил почти весь завод, пострадали цеха и оборудование. Компании пришлось все покупать заново. Однако быстро вернуть потраченные средства они не смогли. Как я уже сказал, модели не пользовались популярностью из-за высокой стоимости, даже на внутреннем рынке. Автомобили фирм Tatra и Praha были более технически совершенными и стоили не так дорого. Для развития необходимы были средства, причем значительные.

-4

И выход был найден. В июне 1925 года произошло слияние с сильным стратегическим партнером – машиностроительной группой Škoda из Пльзени. Выгодное для обеих сторон слияние стало основой будущего развития, а крылатая стрела на логотипе с тех пор символизировала скорость и прогресс. Автомобильный завод в Млада-Болеславе с тех пор стал специализироваться на производстве легковых автомобилей под маркой Skoda, а вся администрация переехала в штаб-квартиру расположенную в Праге. При этом разработкой коммерческой техники занимались в Пльзень.

-5

В январе 1930 года завод в Млада-Болеславе был преобразован в «Акционерную компанию автомобильной промышленности» (Akciová společnost pro automobilový průmysl, сокращенно ASAP). Также в компанию вошли: отделение в Пльзене, филиалы, ремонтные предприятия и коммерческие представительства.

Казалось, что вновь образованное крупнейшее предприятие легко справиться со всеми проблемами. Но, начавшийся в 1929 экономический кризис в США докатился и до Старого света. Нужно было что-то предпринимать.

-6

И тут в компании Škoda появляется человек который совершит революцию в автомобилестроении. Это был инженер Владимир Матуш, Он решил использовать в конструкции новых машин хребтовую раму. Решение, с одной стороны не новое, я уже рассказывал в своем блоге о компании Tatra и инженере Хансе Ледвинка который стал использовать такую конструкцию в тоже время. И тем не менее хребтовая рама стала определенным прорывом. Шасси, имело большую жёсткость на кручение, огромным паюсом стало и то, что появилась возможность значительно сократить вес самих автомобилей. Отпала необходимость в многометровых мощных моторах. Появилась и на машинах чешской марки независимая подвеска.

-7

Первым автомобилем из новой линейки в 1933 году стала очень компактная Skoda 420 Standart. Автомобиль весил всего 650 килограммов. Он отлично управлялся, был экономичен и самое главное не дорог. А чем больше заказов, тем меньше отпускная стоимость. 420-й так понравился покупателям, что вместо буквенно цифрового индекса, он обзавелся именем собственным - Popular.

-8

Skoda стала выпускать новые автомобили почти ежегодно. Через год после модели Popular в 1934 появился Superb, в 1935 - Rapid, а в 1936 - Favorit. Компании на внутреннем рынке теперь принадлежит почти сорок процентов от общего объема продаж. поставляются машины и на экспорт.

-9

О надежности моделей Skoda ходили легенды. Хорошую рекламу машинам из Млада-Болеслава сделали и множество автопробегов и экспедиций того времени по Европе, Азии, Африки и Америке.

-10

В 1938 году когда Германия аннексировала Судецкую область это привело к отделению Словакии. А уже в 1939 году Первая Чешская республика была оккупирована и стало называться Протекторат Богемии и Моравии. Конечно новые хозяева не пожелали закрыть крупнейшее предприятие которое стало придатком немецкой военной машины. Ни о какой гражданской технике речи конечно же не шло. Фактически Škoda призводила лишь военную технику. Это были грузовики, некоторые имели газогенераторную силовую устаеновку, а не бензиновый мотор. Производились и гусеничные тягачи для пушек, даже лековые Suprb переделали дня нужд Вермахта.

-11

Война нанесла огромные потери предприятию. Достаточно сказать, что пытаясь подорвать военную машину Третьего рейха, союзническая авиация практически уничтожила все заводы компании.

После 1945 года, вновь образованная ЧССР вошла в состав формируемого социалистического содружества. Но это уже другая история. И о ней я расскажу завтра.