Продолжаем разбираться с бухгалтерскими принципами. Я уже рассмотрел требования осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности и концепцию достоверного и добросовестного взгляда. Сегодня на очереди требование существенности (Materiality).
Существенность в аудите
В России понятием существенности чаще оперируют аудиторы, чем бухгалтеры. В прикладном смысле для аудитора существенность определяет сумму, ошибки и искажения которой не повлияют на достоверность финансовой отчетности. Исходя из существенности, аудиторские процедуры планируются так, чтобы не проверять документы по каждому факту хозяйственной жизни — это было бы слишком дорого. Если при аудите «Роснефти» обнаружится, что бухгалтер ошибся на 1000 руб. при списании миллиона баррелей нефти — это вряд ли скажется на восприятии отчетности как достоверной. Я предельно упростил описание существенности в аудите, полное представление можно получить, прочитав МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита», который обязателен для применения в России.
Существенность в бухгалтерии
Аудиторское понимание существенности тесно связано с бухгалтерским. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» трактует информацию как существенную, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения пользователей финансовой отчетности, принимаемые на основе этой отчетности. В отечественной бухгалтерской нормативке существенность не определяется, но п. 7.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» говорит, что информация является несущественной, если от наличия, отсутствия или способа ее отражения в финансовой отчетности не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.
Как это работает на практике? Обратимся к ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Оно предписывает приводить показатели об отдельных видах активов, пассивов, доходов и расходов в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах следующим образом:
- обособленно по каждому существенному показателю;
- свернуто по несущественным показателям.
То есть несущественную информацию группируют, чтобы не отвлекать пользователя на мелочи, которые не повлияют на понимание общей картины финансового положения компании. А существенную нужно раскрывать, иначе пользователь может неправильно понять эту картину.
Пример.
Дебиторская задолженность ООО «Рога и копыта» — 100 млн руб. Из нее 98 млн руб. должен один контрагент — ООО «Вечный должник». В балансе ООО «Рога и копыта» дебиторка должны быть раскрыта следующим образом:
Дебиторская задолженность — 100 млн руб.,
в том числе ООО «Вечный должник» — 98 млн руб.
Если не сделать такое раскрытие, пользователь будет думать, что у «Рогов и копыт» неплохие активы. На основе этого, например, инвестировать в них или дать в долг. На самом деле «Рога и копыта» сильно зависят от одного дебитора. Если он не будет платить по счетам, у компании возникнут сложности. А вот если не заплатит кто-то из оставшихся дебиторов, то ничего страшного не случится. Поэтому раскрытие этих мелких долгов только затруднит чтение отчетности и отвлечет от главной проблемы.
Часто уровень существенности пытаются определить количественно. Например, 5% от суммы по статье отчетности. Не надо так. В нашем примере и 10% будут несущественны, потому что 90% долга одного дебитора такая же проблема, как 98%. Даже если дебиторов всего два. А 4% представительских расходов в себестоимости может быть существенной суммой, которая подтолкнет пользователя отчетности к решению. Здесь нужно применять профессиональное суждение.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!