При ведении бухгалтерского учета должен выполняться ряд требований. Об одном из них я уже рассказывал — это требование осмотрительности. Сегодня расскажу о втором, которое в России существует больше как красивый лозунг. В реальности его редко соблюдают. Виноваты в этом как традиции, так и требования бухгалтерских нормативных документов.
Приоритет содержания перед формой (Substance over Form) — это требование отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни (ФХЖ) исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания. Это требование установлено п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Смысл требования приоритета содержания перед формой в том, чтобы показывать в бухгалтерской отчетности реальную картину экономического положения компании со всеми контролируемыми активами, существующими обязательствами, доходами, расходами и собственным капиталом. Реальную, а не замаскированную хитрыми юридическими конструкциями.
Пример.
ООО «Рога и копыта» заключило с муниципалитетом договор аренды большого земельного участка в центре города и складских помещений на нем. Срок действия договора - 100 лет, в конце срока действия договора предусмотрен выкуп по остаточной стоимости 10 рублей. Арендная плата - 1 рубль в год. Возможно, этому как-то поспособствовало то, что директор раньше был вице-мэром по имуществу, а действующий мэр — его двоюродный брат.
Исходя из приоритета содержания перед формой, бухгалтер должен признать в балансе активы — земельный участок и склад. Эти активы нужно оценить по рыночной стоимости и признать в этой сумме прибыль. По экономическому содержанию здесь явное дарение.
Исходя из инстинкта самосохранения и того, что каждый ФХЖ должен быть подкреплен первичным учетным документом, бухгалтер отразит в учете расходы по договору аренды. Иначе ему придется долго и сложно доказывать аудиторам почему вдруг договор аренды переквалифицирован в договор дарения. На одной чаше весов будет договор аренды и акты приема-передачи имущества, а на другой субъективное мнение бухгалтера. Да и дожить еще надо до аудиторов.
Поэтому в России приоритет содержания перед формой прижился в управленческом учете. Собственник хочет знать реальное состояние своего бизнеса, независимо от формальных владельцев активов, схем участия в капиталах друг друга и степени запутанности договорных отношений контролируемых им юрлиц и ИП. А в бухгалтерском учете это требование продекларировано в одном стандарте, но не соблюдается в других. И это нормальная болезнь переходного периода от тотальной регламентации советской бухгалтерии к медленно приоткрываемой калитке, за которой — признание государством того, что бухгалтер способен самостоятельно думать и принимать решения. Только вот переходный период уж больно затянулся, но об этом — в другой рубрике.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!