“Подождите, а почему здесь нельзя так сказать?” Вы не представляете, как порадовал меня этот простой вопрос ученика, порадовал сам факт вопроса по существу, по теме моего предмета. С начала года мы догоняем школьную программу 7-го класса, "латая" огромные “дыры” в основах. И вот теперь, когда нам есть на что опереться, стали появляться настоящие вопросы, стал появляться интерес.
В большинстве случаев отсутствие интереса к предмету связано именно с такими пробелами. Человек просто не понимает происходящего в классе, не понимает заданий. И всё это копится годами. Когда же знания приводится в стройную систему, появляются первые успехи, появляется интерес. Поэтому, какой бы тяжелой не была нагрузка по домашним заданиям, мы всегда добрую половину занятия проводим за “латанием дыр”, даже в ущерб “домашке”, иной раз полностью её игнорируя, как абсолютно бессмысленную трату времени и сил. Да, это нехарактерно для репетитора, это не то, что от него ждут – большинству нужны “волшебные таблетки”, “устранение симптомов”.
Но обрести понимание - это только часть задачи. Главная задача - чтобы человек мог, опираясь на это понимание, учиться самостоятельно, без учителя, без школы. Представляю насколько это “крамольная” идея сама по себе, но, извините за банальность высказывания, “любое образование – это самообразование”. И первый добрый знак на этом пути – это настоящие, “живые” вопросы, любопытство в отношении предмета, не ради оценки, а ради самого ответа на вопрос. Если на вопрос не ответит учитель, ученик найдёт его сам. И что случится? И случится самостоятельная добыча знания, а у такой добычи особый вкус, который не забывается.
Когда школа просто перекладывает на учеников изучение тех или иных разделов, просто потому что учителя не успевают за школьной программой, это едва ли будет способствовать пробуждению интереса. Зачем ученику нужно учить, осваивать тот или иной раздел учебника? Потому что “мы не успеваем по программе”? А почему это должно волновать ученика? Оценки? Хочешь хорошую оценку – сотрудничай – осваивай школьную программу. Знаете, чаще всего это работает. Нам это не нравится, но большинство именно так и учится. Им не знаком вкус самостоятельной добычи знаний. Они учатся не для себя, а для родителей или для школы. Им не знаком вкус самостоятельности в принципе, потому что они решают не свои задачи.
На самом деле, это очень важный момент, который особенно обострился на “дистанционке” и разного рода карантинных мероприятиях. Вдруг обнаружилось, что большинство учеников не имеют элементарных навыков организации своего труда, то есть учёбы. То есть буквально мама, папа, бабушка, дедушка, кто-нибудь должен сидеть рядом и “пасти чадо”, следить за выполнением заданий. Если по каким-то причинам “надзора” нет, вся учёба рассыпается как “карточный домик”. У ребёнка просто нет такого опыта, чтобы он самостоятельно что-то изучал без присмотра, по собственной инициативе.
И как же тут не вспомнить одну из главных форм обучения – копирование. Дети впитывают и копируют то, что их окружает. Этот естественный путь обучения заложен в нас самой природой. Если учитель постоянно занят гонкой за отчётами, как бы успеть “догнать программу” и т.п., если в голове учителя отсутствует свой собственный живой интерес к предмету, то будьте уверены, что всё это будет “списано”, “скопировано” учениками. В ещё большей степени это верно в отношении родителей, у которых “сто дел”, но они вынуждены сидеть с ребёнком, потому что в школе карантин. Всё это раздражение будет “копироваться” детьми, давить на них, создавать ощущение, что они никому не нужны.
Да, это неприятно и это не лечится за один день. Без развития самостоятельности, без обращения к интересам ребёнка из этого тупика нет выхода. Если Вы примените насилие и ребёнок будет блюсти дисциплину из страха наказания, однажды наступит день, когда ему придётся принимать решение, и он будет не готов к этому. Это ещё один парадокс сторонников насильственной педагогики – фактически именно они воспитывают инфантильность, недоразвитость, неспособность брать ответственность за свои поступки, неспособность задавать жизни вопросы и добывать на них ответы.