Найти тему

Однажды в будущем (гл. 10)

Оглавление

10. Зимняя рыбалка

- Гордейка, а не съездить ли нам на рыбалку? – таким вопросом дедушка с утра озадачил внука. – У меня сегодня выходной, значит, я свободен. И мы можем, если захотим, скататься на озеро…

- Конечно, съездить! – какой же уважающий себя мальчишка откажется от подобного предложения?

Гордею, как и многим ребятам его возраста, приходилось рыбачить на речке у себя дома. Но, поскольку в зоне Благодатного Пояса зима не предусмотрена, это были только летние рыбалки. Здесь же, в условиях особых, северной зимы, рыбалка, несомненно, какая-то другая. Тоже особенная и, возможно, более интересная. По крайней мере, будет потом о чём рассказать дома друзьям.

Сборы на предложенное мероприятие оказались совсем недолгими, так как у Николая Ивановича этот вопрос был на постоянном контроле. Нашлась и дополнительная тёплая одежда для внука. Даже обувь оказалась почти в пору, хоть Гордей и пробовал протестовать: мол, есть же зимние кроссовки…

Но здесь дедушка проявил неожиданную настойчивость и, процитировав суворовское «держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле», заставил внука одеть меховые унты. Он пояснил:

- Эти сапожки – не простые: у них в подошве специальные шипы из нитинола, которые обладают памятью формы. При положительной температуре по Цельсию шипы прячутся в подошве и не мешают при ходьбе. Не стучат по полу, не портят покрытие.

При температурах ниже нуля, шипы самостоятельно вылезают из подошвы обуви и препятствуют возможности поскользнуться. На зимней рыбалке при хождении по льду – вещь чрезвычайно полезная! Я ведь тоже в таких… – и Николай Иванович затопал ногами, демонстрируя свою обувь.

Дед подогнал к дверям домика снегоход с прицепленным к нему большим коробом на полозьях и погрузил туда рюкзак, палатку в чехле, лопату, пару рыбацких ящиков с ремнями и какие-то палки и скобы. Он не забыл также небольшой рюкзачок с дежурными бутербродами и термосом, заправленным сладким горячим чаем.

Снегоход осторожно ехал по снежной целине, выбирая на пересечённой местности лучшую для проезда дорогу, аккуратно лавируя между каменистыми пригорками, кустами и деревьями. Затем он выехал на равнину, где, не встречая помех, понёсся с максимальной скоростью. Наконец, снегоход остановился.

Фото автора
Фото автора

- Дедушка, а где озеро? – спросил внук, соскочив с сиденья снегохода и озираясь в сумерках по сторонам, оглядывая обширную снежную равнину.

- Оно аккурат под нами… Доставай лопату!

Дед сделал несколько взмахов лопатой и под снегом при слабом рассвете зимнего дня Гордей увидел тёмный лед: «И как это я не догадался, что снежная равнина – это застывшее озеро с покрытым снегом льдом…» – досадовал про себя он.

Дедушка достал из рюкзака какой-то прибор, поставил на лёд и включил его: загорелись светодиоды, засветился экран. Дав прибору немного прогреться, дед покрутил ручки настройки, посмотрел на экран и отрицательно покачал головой: «Здесь рыбы нет!» – категорично заявил он. И пояснил:

- Это – эхолот, который показывает наличие рыбы в озере под нами. Сейчас он показывает как раз её отсутствие. Северная рыба зимой малоподвижна, она сбивается в стаи и стоит где-нибудь в ямке, дожидаясь лучших погодных условий. Будем её искать…

Они проехали ещё немного. Николай Иванович, повторив операцию с эхолотом, удовлетворённо кивнул: - Ловим здесь!

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Он достал из прицепа какую-то металлическую трубку-ручку, соединённую шарнирно с другой трубкой, без ручки, но со шнеком в половину длины и острыми зубцами на самом конце. Дед зафиксировал трубки винтом, установил полученную конструкцию вертикально на лёд. Придерживая её одной рукой сверху, начал делать вращательные движения в горизонтальной плоскости второй рукой, ухватившись за трубку-ручку.

Гордей с нескрываемым любопытством наблюдал за манипуляциями деда: устройство явно из далёкого прошлого, ему никогда не приходилось встречаться с таким «прибором» раньше. К тому же, он видел в теленовостях, что лёд легко и просто в северных районах давно бурят электронными сверлилками без каких-либо трудоёмких затрат со стороны рыбаков.

Между тем, конструкция стала заметно углубляться в лёд, вгрызаясь в его поверхность зубцами-ножами и выталкивая спиралью шнека наверх ледяное крошево.

- Что-то я притомился… Ну, давай, знакомься с ледобуром – без него на зимней рыбалке делать нечего, – и Николай Иванович, запыхавшись от физических усилий, уступил своё место младшему поколению.

Сверлить лёд вручную оказалось для Гордея делом совсем нетрудным, что и было освоено им с первой попытки. Вдруг ледобур резко провалился в лунке до самой трубки-ручки, слегка напугав Гордея: может он что-нибудь сломал по неопытности?

- Всё нормально, Гордейка! Это ты пробурил лёд насквозь, – видя замешательство внука, успокоил дед. Пока Гордей трудился над второй лункой в указанном дедушкой месте, тот уже вытащил из чехла палатку и установил её на заснеженный лёд.

«Странно…» – подумал Гордей, мысленно сравнив дедову палатку со своей сломанной: в этой палатке-полусфере были только стенки, пол отсутствовал.

Как только только бала досверлена вторая лунка, дедушка, как шатром, накрыл их обе палаткой, которую тут же привязал шнурами к саням.

Фото автора
Фото автора

- Чтобы ветром не унесло, – пояснил Николай Иванович, присыпая снаружи снегом стенки палатки для утепления. Уже через несколько минут все подготовительные работы были закончены и рыболовы залезли в своё убежище.

Ветер, задувший, как всегда, неожиданно, всё усиливался. Сотрясались и шуршали полотняные стенки, но внутри палатки было относительно тепло и тихо, а ногам даже жарко в меховых дедовых унтах.

Как два тёмных глаза, из озера спокойно и таинственно смотрели на них пробуренные в толще льда лунки, полные воды. Дед, не торопясь, очищал их черпаком от снега и льда.

Вдруг тревожная мысль посетила внука:

- Дедушка! А где удочки?.. Ты не забыл их с собой взять? - Как это забыл?.. Открой крышку ящика!

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Гордей соскочил с рыбацкого ящика, на котором сидел, и открыл его. Ничего похожего на знакомые удочки он там не увидел! В ящике лежали лишь какие-то короткие палочки с катушками лески. В палочки были воткнуты хлыстики, ещё более тонкие. Почти невидимая в полумраке палатки леска заканчивалась мелкими мормышками, зацепленными за ручку-палочку…

«Как можно такими коротышками ловить рыбу?..» – подумал Гордей. Он посмотрел на них с явным недоверием, а потом, вопросительно, на деда.

- Чего смотришь? Доставай! Это и есть удочки… – дед взял одну из них и провёл инструктаж с новичком зимней рыбалки.

-…А дальше сам разберёшься. Наживляешь, опускаешь. Создаёшь мелкую вибрацию кивку. Рыба клюнет – кивок чуть согнётся, оживёт… Слегка дёрнешь вверх – подсечёшь! Но дёргай не сильно – леска тонкая, оборвётся! Дальше тянешь осторожно за леску, не давая слабины: рыба хитрая, идёт вверх, чтоб с крючка сойти. В общем, делай, как я, научишься… – дед сел на второй ящик, разматывая свою удочку.

И оба рыбака, нагнувшись каждый над своей лункой, стали совершать таинственный обряд ловли рыбы. А попросту говоря, наблюдали за кивком удочки, периодически мелко тряся последней и ежесекундно ожидая ответной реакции из стихии воды от рыбы…

Пока Николай Иванович настраивал снасть, кивок удочки Гордея вдруг самостоятельно завибрировал. - Подсекай, клюёт же! – азартно воскликнул дед.
Внук резко дёрнул руку вверх, на секунду почувствовав тяжесть на леске, и…

«Сошла…» – разочарованно подумал он, не чувствуя больше этой приятной тяжести. Однако, вытащив леску для проверки наживки на мормышках, молодой рыбак как раз этих самых мормышек и не обнаружил – оборвало… Он виновато посмотрел на деда.

- Бывает! Без труда, не вынешь рыбку из пруда. У меня тоже, особенно после ловли рыбы летом, не всегда получается соразмерить усилия. Возьми другую удочку…

- Дедушка, а почему на удочке такая тонкая леска?! – в сердцах воскликнул расстроенный рыбак.

- Толстая леска заметнее: рыба осторожная и не схватит приманку. - Как она может видеть? Ещё только светает здесь, наверху, а в воде, под слоем льда и снега должно быть совсем темно…

- Нет, Гордюша, – усмехнулся Николай Иванович.– Рыбе совсем необязательно видеть глазами… У неё есть дополнительный орган чувств, который развит гораздо сильнее, чем глаза и уши человека или животного. По обоим бокам туловища рыбы, по средней её части проходит этот великолепный датчик, биологический сенсор.

Он и позволяющий улавливать и звуковые колебания, и самые незначительные смещения частичек воды. Так и называется – боковая линия…– в этот момент кивок удочки деда слегка согнулся, он аккуратно подсёк и вытащил из лунки небольшую серебристую рыбку. В палатке, непонятно откуда, вдруг появился огуречный запах.

- Эта рыбка называется корюшка, она пахнет свежим огурцом, – пояснил Николай Иванович. – А знаешь, я тебе дам другую, экспериментальную - «удочку для ленивых», как я её называю. С ней ты быстрей освоишься! Там несколько программ вибраций, автоподсекатель с дозированием нагрузок, сигнализатор подсечки рыбы и ещё кое-какие хитрости…

С этими словами дед вытащил из своего рыбацкого ящика заветную удочку, мало похожую на все остальные, и протянул внуку: - На, владей! А я половлю простой, без электроники – больше творчества вкладываешь в процесс ловли. Так интереснее…

- Спасибо! Я и не знал, что такие удочки существуют, – удивился Гордей.

- Конечно же, существуют. Но именно такая – только одна, потому что я сам её сделал! – не без гордости сказал дедушка.

Освоение электронной удочки для внука, привыкшего к работе с компьютерной техникой, далось успешнее, чем ловля рыбы обычной удочкой. Через какой-то час на счету Гордея было уже с десяток красивых полосатых окуней, «матросиков», как называл их дед.

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Рыбки стучали хвостами по стенкам рыбацкого ящика, радуя душу рыболова. У Николая Ивановича же, несмотря на удочку без электроники, «матросиков» было всё же больше…

Фото автора
Фото автора

Короток зимний день на Севере. А на рыбалке такой день пролетает, как один миг. И наши герои не могли не заметить этой несправедливости: всё хорошее быстро кончается! С наступлением сумерек рыба стала клевать всё реже, неохотнее, затем клёв и вовсе прекратился.

Надышавшись свежего воздуха на природе и полные впечатлений, довольные рыбаки собрали снасти, свернули палатку и погрузили своё снаряжение и улов в сани-прицеп. Не забыв поблагодарить, по традиции, «мать-моржиху» за доставленное удовольствие, они отправились в обратный путь к дому той же дорогой. Точнее – без дороги, по почти занесённому позёмкой следу своего снегохода.

Уже окончательно стемнело, когда Николай Иванович остановил снегоход у своего домика. Он заглушил двигатель и огляделся вокруг: ветер стих, подморозило. Небо очистилось от облаков, луна ещё не взошла. На всё более темнеющем бархате небосклона начинали мерцать всё новые и новые далёкие звёзды.

Стали также проявляться и подвижные искорки-звёздочки, двигающиеся на космической высоте в самых разных направлениях: спутники погоды, связи и звездолёты. Гордей напряжённо вглядывался вверх, надеясь в этом движущемся искрящемся рое увидеть светлячок орбитальной станции, где работают его родители. Да разве узнаешь, в каком именно они находятся, ведь «искорок» так много…

Неожиданно на ночном небе появились, как на грунтовке чёрного цвета лёгкие мазки художника, какие-то слабозаметные светлые пятна. Они делались всё плотнее, объёмнее и вскоре своими изумрудными пёрышками заняли почти половину небосклона, а главное – они двигались!

Фото открытых источников
Фото открытых источников

- Гордей, смотри: вот оно – северное сияние! – с восторгом воскликнул дед.

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Светло-зелёные пятна объединялись в подвижные полосы и распадались вновь на части, но уже другие. Казалось, они были живыми существами: беззвучно двигались и дышали, то закручиваясь в спираль, то вытягиваясь в неровную сплошную линию, напоминающую морскую волну.

Сияния ежеминутно меняли свою форму по какой-то непонятной человеку программе. Местами пятна сгущались сильнее, становились ярче и тогда в зеленоватом сиянии появлялся красноватый оттенок…

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Оба наблюдателя были в восторге от этой живописной природной картины.

Фото открытых источников
Фото открытых источников

Николай Иванович настолько расчувствовался, что опять читал стихи:

- Средь суровостей морозов,

Средь ветров и долгих вьюг

Вдруг цветы, как будто розы,

Придают ночи уют –

Вихри северных сияний

И волнуют, и манят;

Их цветные одеянья

Хладным пламенем горят:

То раскинутся в полнеба,

То закрутятся в спираль,

Вензелями, змейкой, зеброй

Освещая снежну даль.

Чуть проблескивают звёзды –

Свет мерцает, свет дрожит –

То миров далёких гнёзда,

К нам оттуда он бежит...

(Продолжение следует)

Благодарю за подписку, отзывы, лайки.

Теги: литература, путешествия, природа, рыбалка, зима, лёд, рассказы.