Найти тему
Бизнес Онлайн

Ключевые принципы работы поисковых систем

Оглавление

В мире существует большое количество разных поисковых систем. На конец 2020 года в топ-5 в популярных поисковиков рунета входят: Google – 53,9%, Яндекс – 43,1%, Search.Mail.ru – 2,7%, Rambler – 0,1%, Bing – 0,1%. В мире Google тоже занимает лидирующую позицию: затем Baidu, Yahoo!, Bing, и наконец, Яндекс.

-2

Поисковые системы структурируют хаотично разбросанную по интернету информацию и позволяют мгновенно находить ответы на наши вопросы. Но что же это такое?

Поисковая система (ПС, поисковик, поисковая машина) – это веб-ресурс в сети Интернет (например, yandex.ru, google.ru и пр.), состоящий из алгоритмов и совокупности программ, необходимых для предоставления пользователю быстрого доступа к искомой информации. Также важно понимать, что поисковая система может быть не только самостоятельным сайтом, но и частью другого ресурса – например, строка поиска на любом сайте, поиск в операционных системах, приложениях, соцсетях и пр., но речь сегодня не о них.

Основным заработком поисковых систем является продажа рекламы, обычно это оплата за клики, т.е. когда рекламодатели платят за пользователей, которые кликнули по их рекламе в поисковой системе или его сервисах. Годовые доходы крупных ПС исчисляются миллиардами долларов. Но это не единственный источник их дохода, т.к. они постоянно создают дополнительные проекты, которые приносят ещё больше трафика или позволяют зарабатывать на пользователях.

-3

Что объединяет поисковые системы и чем они отличаются?

Из-за того, что пользователь для поиска информации может выбрать любую поисковую систему, между ПС существует конкуренция – кто даст наиболее релевантный, полный и быстрый ответ. Именно для выполнения и улучшения этих функций ПС вкладывают большое количество денег, времени, ищут самые квалифицированные и перспективные кадры.

Так как успех поисковых систем зависит напрямую от того, как они работают, то к разным манипуляциям формирования выдачи они относятся отрицательно. Часто манипуляции поисковой выдачей приводят к нерелевантным ответам, поэтому за всё свое существование поисковые системы наработали целый пул разных санкций и фильтров, которые они накладывают на различные ресурсы. Так, они научились определять, кто злоупотребляет ссылками, кто ворует контент, накручивает поведенческие факторы или, например, злоупотребляет переоптимизацией. Каждый поисковик имеет целый отдел профессионалов, который занимается исключительно поиском нарушений и вследствие этого – наложением ограничений.

-4

С каждым годом крупные поисковики усложняются, обосновывая это тем, что так ими будет удобнее пользоваться. Например, главная станица Яндекса показывает погоду, курсы валют, новости, информацию о пробках и многое другое. У Google же она всё еще минималистичная. Их поисковая выдача тоже отличается: разные блоки контекстной рекламы, колдунщики (элементы ПС, которые отвечают на ваш вопрос прямо на странице выдачи результатов), формирование и визуальное представление сниппетов, отображение фавиконок (в Google, например они вообще не отображаются), других доп. значков у сайтов и прочего.

Если посмотреть поисковую выдачу Google, то она, как и главная страница, будет содержать намного меньше различных элементов, чем поисковая выдача Яндекса. Так, согласно статистике Alexa Rank за 2020 год, по числу ежедневных просмотров в России Google в 6,5 раз опережает Яндекс. Если рассматривать ежедневное время, затраченное одним пользователем, то у .ru версии Google это 3 минуты 44 секунды, у .com – 12 минут 29 секунд (пользователи России используют обе версии), у Яндекс – 4 минуты 39 секунд.

-5

Перечисленное – не единственное различие поисковиков, так, они могут отличаться количеством документов в индексе, возможностями поиска в своих смежных индексах, например, поиск по картинкам, скоростью обнаружения новых документов, частотой обновления алгоритмов и проведения апдейтов, зоной поиска. Последнее наиболее значимо в работе поисковых систем Яндекс и Google. Так, например Яндекс имеет региональный поиск, и может искать и выдавать пользователю результат, в том регионе, в котором он находится. Google лидер в мире, поэтому ориентируется на все страны и некоторые из них он не делит на мелкие регионы для уточнения результатов выдачи. Для разных стран у Google есть своя доменная зона. Конечно, Google тоже может выдавать региональные результаты поиска, но делает это не так мастерски, как Яндекс.

Что касается SEO-продвижения сайта под две крупные поисковые системы, используемые в России, то и оно имеет свои нюансы. Яндекс и Google работают очень похоже, но с разными алгоритмами, формулами, базами и пр. Из-за того, что они ранжируют сайты по-разному, можно наблюдать разницу в позициях и трафике одного и того же сайта в обеих ПС. Поэтому в SEO-продвижении под Яндекс и Google есть некоторые отличия, о которых мы рассказывали в прошлой статье.

Как ищут пользователи?

Процесс поиска всем знаком: у пользователя появляется потребность в какой-либо информации. Например, если пользователь хочет найти сайт, то он введёт в поисковую строку соответствующий запрос. Такой запрос называется навигационным. Если необходимо найти какую-то информацию – запрос будет информационный, а если совершить покупку – коммерческий или транзакционный. Когда пользователь ввел короткий запрос без уточнения конкретики, то он будет называться нечётким. Это не все виды запросов, с помощью которых пользователь хочет найти ответы, когда заходит в поисковую систему. Пользователи ищут по очень широкому диапазону категорий информации – практически по всем областям жизни. Также запросы делятся по частотности, конкурентности и геозависимости.

В день происходит примерно 6,5 млрд поисковых запросов по всему миру. В 2020 году Россияне при поиске в Google чаще всего использовали следующие формулировки: запрос какого-либо события, «что такое ...», «как ...», «как в домашних условиях сделать ...» и «что посмотреть в ...». А Яндекс предоставил информацию немного в другом ключе – самыми популярными запросами были: «карантин», «пропуск» и «конституция». Согласно исследованиям, чуть больше половины пользователей всегда используют один и тот же поисковик. 34% ищут информацию в нескольких поисковых системах. 13% выбирает ресурс для поиска в зависимости от того, что они хотят найти.

-6

Около половины пользователей сразу находят то, что искали. У 33% людей процесс поиска заканчивается удачно в 75% случаев. У 13% пользователей – уже 50%. Оставшееся меньшинство в 25% случаях не находит ничего. Но, к счастью, почти 80% оценивают работу поисковых систем довольно хорошо.

...

Окончание статьи «Ключевые принципы работы поисковых систем» в нашем блоге: https://business-online.su/blog/klyuchevye-principy-raboty-poiskovyh-sistem/

...