Криминальная трэш-комедия, доказывающая, что Тарантино возник не на пустом месте
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Мы уже делали несколько выпусков, посвященных сугубо бельгийскому криминальному и мрачному кино, которое является редкой вещью. Вот в «содружестве» с Германией или Францией бельгийцы снимают часто, а сами по себе – почему-то нет. Из интересующих нас проектов можно вспомнить разве что фильм «Убийцы» (2017), да сериал «Отель Бо Сежюр» (2016)
Тем интереснее проект, о котором мы будем сегодня повествовать. Во-первых, публика увидела его в далёком по нынешним временам 1992 году. Во-вторых, фильм собрал ТАКОЕ количество наград, что перечислять их не хватит времени (посмотрите лучше на изображение афиши, что приведено ниже). Опять же фильм во многом предвосхитил киношное безумие 90-ых годов, в известной степени даже стал предтечей «Прирожденных убийц» (1994), снятых Оливером Стоуном по сценарию Тарантино
По формальному признаку фильм повествует о буднях Бена, кажущегося вполне милым парнем. Он, засиживаясь то в кафе, то в ресторане, рассуждает о проблеме доверия, о значении цвета кирпичей для общественных настроений, о поэзии, может даже экспромтом выдавить из себя нечто стихотворное. Не истинный интеллектуал, но умник, который не прочь поговорить «на камеру»
А вот в перерывах между разговорами он убивает, причем, убивает много и хладнокровно. Даже как-то сложно типизировать его преступления. Для маньяка он излишне рационален и не подвержен эмоциональным порывам, опять же убийства сугубо ради денег. Отморозок? Хотя сам он отрицает это. После очередного убийства он говорит снимающей его группе. «Деньги-то у меня есть, вот этих троих я прикончил зря. Вынужден признать это. Я же не отморозок какой-то»
Фильм «Человек кусает собаку» - это мрачнейшая социальная сатира на общество «нового типа» (знали бы создатели ленты, что будет в 2020 году). Мораль распадается на несвязанные друг с другом фрагменты. Убийство превращается в своего рода игру. Но при этом непременно надо соблюдать пресловутую корректность. В одном из эпизодов Бен говорит: «Не так давно я убил двух арабов со стройки. Пришлось их закатать в бетон, но я, конечно, повернул их лицами в сторону Мекки, на Восток».
Самое удивительное заключается в том, что убийства в фильме не воспринимаются как реальное насилие, хотя показаны они весьма убедительно. Мы видим опошление смерти, превращение её в обыденность, становление частью ландшафта банального человеческого бытия. Невольно вспоминается небольшой диалог из фильма Вуди Аллена «Разбирая Гарри» (1997): «- Говорят, ты съел свою бывшую жену… - А что в этом такого? Кто-то топит, кто-то травит, а я съел».
Это даже не банальность зла, это пошлость злодеяния и как всякая пошлость оное стремится быть «милым» и даже в чём-то «привлекательным». Посмотрите на меня, как чудно музицирую, даже улавливаю, если Валери ошиблась с нотой. Разве я не чудо? Ну а то, что убиваю людей, ну так всем же надо зарабатывать на жизнь
Создатели фильма вели съемки в известной степени в секретности, для чего использовали собственные имена. Это должно было придать ленте ощущение фатальной документальности. Например, родственники Бенуа Пульворда (Бена) понятия не имели, о чём будет создаваемый фильм, а потому мило болтают в кадре. В этом есть некий момент спонтанности. По этой причине у ленты было второе название – «Происходящее рядом с вами». То есть пошлое злодейство может жить буквально по соседству и вежливо раскаливаться каждое утро в лифте.
К слову сказать, надо объяснить, почему фильм назван именно «Человек кусает собаку». Бен как убийца говорит, что пытается не привлекать к себе внимания, а потому «работает по мелочи». Это вызывает памяти фразу одного из столпов американской журналистики. Чарльз Дейна как-то сказал: «Если пёс покусал мужчину, то это не новость, но вот если наоборот...»