Сэр Уинстон Черчилль. Человек, однозначно, неординарный. Истинный англичанин,и, как и положено таковому, обладавший незаурядным чувством юмора.
Будучи министром финансов, например, как то явился в парламент с сурового похмелья. При этом он держал в руке огромного размера портфель. Когда кто-то из депутатов
спросил его, как он собирается поправить пошатнувшееся финансовое положение империи, Черчилль ответил, что сначала он должен поправить себя, а уж потом подумать о империи. При этом он водрузил на трибуну свой портфель, достал оттуда бутылку виски, и только затем, опохмелившись, стал отвечать на вопросы.
Вообще, если мы посмотрим на лидеров государств, принимавших основное участие во Второй Мировой войне, то увидим, что они были действительно мастадонтами в большой политике. Без преувелечения-великие люди. Наверное, само то суровое время определяло качество людей, влияющих на судьбы мира. Они и не могли быть другими.
Сталин, Рузвельт, Черчилль... Большая Тройка.
Отношения складывалось непросто. Черчилль ведь с самого начала проклял большивизм, был убеждённым и последовательным противником коммунизма.
Но перед лицом чудовищной угрозы вынужден был слегка поступиться принципами и искать пути к установлению тесных личных контактов со Сталиным.
Антигитлеровская коалиция трёх великих держав сложилась почти сразу после вступления СССР в войну. И почти сразу речь зашла об открытии второго фронта в Европе. Помощь по ленд-лизу поступала пусть и с небольшими перебоями, связанными, в первую очередь, с активными действиями немцев на море, но, в целом, стабильно.
Но Советский Союз нёс на своих плечах основную тяжесть боевых действий. Красная Армия отступала, неся большие потери.
В этих условиях, конечно, высадка союзнических сил в Европе оттянула бы на себя значительную часть немецких дивизий и облегчила бы положение Красной Армии.
Летом 1942 года, в августе, Черчилль прилетел в Москву для встречи со Сталиным. Был он в Москве проездом/пролётом)) /по пути на встречу с Рузвельтом. Широко известны кадры кино хроники, на которых Черчилль обходит строй почётного караула и, заглядывая под каски, всматривается в лица наших солдат. Что он хотел в них увидеть? Что хотел прочитать в их глазах? Решимость? Волю к победе? На мой взгляд - очень сильные кадры..
Переговоры складывались очень тяжело. Премьер сразу дал понять, что второго фронта в этом году не будет. Сталин, видимо, чего то подобного и ждал,особенно и не настаивал. Получалось так, что оба лидера были недовольны друг другом.
В честь высокого гостя был дан банкет. Черчилль вообще никогда трезвенником не был. Во время войны же он пил гораздо больше обычного. Человек уже не молодой,он позволял себе лишку. Так и на этом банкете он принял излишнюю дозу. Разоткровенничавшись сказал Сталину:"А ведь я всегда был врагом русской революции. Простили вы мн
е это или нет?" - "Бог вас простит" - ответил Сталин.
Пришла пора вылетать ему к Рузвельту,и он нанёс Сталину прощальный визит. Складывалась определённая дисгармония в отношениях, и Сталин хорошо это понимал. Понимал он и то, что расставание на такой ноте, ноте взаимного недоверия и недовольства, никому ничего, кроме вреда, не принесёт. Нужен был устойчивый и, по возможности, доброжелательный личный контакт.
"-А не пропустить ли нам по рюмочке? " - спросил он Премьера, и тот не отказался. Они прошли в кремлёвскую квартиру Сталина, где их встретила его дочь Светлана. Кивнув на голову рыжеволосой Светланы Черчилль заметил, что в детстве тоже был рыжим. Пригласили Молотова. И так, до глубокой ночи, просидели они"за рюмочкой"...
Поскольку Черчилль летел на встречу с Рузвельтом, Сталин передал с ним белорыбицу, осетрину, икру и балыки в дар от русского народа американскому Президенту. А также армянский коньяк, до которого Черчилль был весьма охоч. Надо ли говорить, что до Рузвельта добралась только закуска? Коньяк Премьер выпил, похмеляясь после сталинской "рюмочки".
Во время этих посиделок Черчилль был буквально очарован Сталиным, как интересным собеседником и, что самое главное, умным человеком. К Сталину он, понятно, симпатий не питал, но был поражён тем, как моментально, точно и чётко работает мозг этого человека. Изложив Сталину детали одной из планируемых операций в Африке, и услышав мнение Сталина на этот счёт, Черчилль позднее писал:"Очень немногие из живущих ныне людей смогли бы в несколько минут понять соображения, над которыми мы так настойчиво бились на протяжении ряда месяцев".
Улетал Черчилль с мыслью, что теперь, когда "русским известно самое худшее", т. е. то, что второго фронта не будет, и уже пережив эту новость" они теперь настроены совершенно дружелюбно. И это несмотря на то, что они сейчас переживают тяжёлое и тревожное время."
Тоже ведь дипломатия . Конечно, посиделки за "рюмочкой" не были основным событием этой конференции, но внесли определённый вклад в установлении личного контакта между главами двух союзных держав. Взаимное недоверие никуда не исчезло, но было основательно подтоплено.
А второй фронт союзники открыли только в 1944 году....