Интересно ли живется в Подмосковье? Мы переехали с Дальнего Востока в Дмитров только потому, что болеем «заразой» путешествий. Много раз бывали в Европе, очень нам приглянулась Испания. Выбраться из Амурской области в столицу гораздо дороже, чем из Москвы в Барселону. Но, переезжая в 2019 году, мы не предполагали, что в 2020 году границы закроются не только для нас, но и для миллионов других путешественников.
Что делать в такой ситуации? Можно присесть на «пятую точку» и ждать открытия границ. А можно изучать Подмосковье. Мы не можем сидеть на месте, поэтому стали прорабатывать короткие «трипы» - поездки в один день. Из Дмитрова можно выдвинуться в массу интересных мест. Одно из наших любимых направлений – это посещение таких достопримечательностей, как музеи-усадьбы исторических личностей.
За последнее время успели побывать в Абрамцево, в усадьбе, с которой связаны имена Саввы Мамонтова и художника Василия Поленова. Нам понравилось в Мураново, где жил и работал Федор Тютчев. Не менее интересная поездка была в Ольгово в усадьбу Апраксиных. Еще нам понравилось в Шахматово, где «встретились» с семьей Бекетовых и Александром Блоком. Из этой же серии усадьба в Боблово, где жил и работал Дмитрий Менделеев.
Вот на этой поездке остановлюсь подробнее. Почему? Объясню чуть позже. С утра 15 декабря погода была как обычно, низкое серое небо, температура ближе к нулю. Дорога не баловала разнообразием. Выпавший снег, обильно посыпанный реагентами, колесами машин разлетался грязной кашей по сторонам, на капоты, на лобовые стекла встречных автомобилей. До усадьбы Менделева от нас чуть больше пятидесяти километров, поэтому в Боблово приехали минут через сорок.
Первыми нас встречали вязы. Да, на подъезде к деревне выстроилась аллея вязов, о чем предупреждает информационная табличка. Потом, среди современных дачных домов, показалось первое историческое строение. Оказалось, что это единственный дом, сохранившийся с менделеевских времен. Причем, жилье Д.И. Менделеева не «дотянуло» до наших времен. Первый дом, купленный им в поместье, сейчас его называют «Старый дом», находился ближе к аллее вязов. Новый дом был построен в отдалении, на территории парка, но в 1919 году он был уничтожен огнем пожара. Первый дом Менделеева разобрали в двадцатые годы прошлого столетия, так как он стояд в «непроветриваемом месте» и начал разрушаться.
Короче говоря, в Боблово от построек Менделеевых остались только фундаменты да таблички, указывающие на места, в которых они находились. А уцелевшая постройка - это дом Ильина Н.П. - научного соратника Менделеева Д.И., они это поместье покупали на двоих. К сожалению, мы смогли только обойти строение с трех сторон и были остановлены охранником. Страж усадьбы напустился на нас с вопросами: «Кто вас пустил? Кто разрешил?». Оказывается народное достояние, не совсем «народное», вход на территорию усадьбы закрыт «до особого распоряжения». Со слов охранника мы поняли, что внутри здания идет реконструкция. Когда она будет закончена, и начнет ли работать музей-усадьба, так и не узнали.
Ну что было делать, пошли бродить по заснеженному парку вокруг усадьбы. По указателям нашли лавочку первых свиданий Александра Блока со своей будущей супругой Любовью Менделеевой. Красивое место на опушке, с шикарными пейзжами до самого горизонта. Можно представить себе, какие эмоции переживали здесь влюбленные. Нам, конечно, среди зимы сложно было представить сцены, которые здесь разворачивались в те далекие годы, но об этом лучше почитать у Блока в цикле «Стихов о Прекрасной даме».
Мы же с любимой решили осмотреть весь парк, прошли к фундаменту «Нового дома», осмотрели поляну с указателем «Старый дом» и вышли к огромному и живописному оврагу, который уже не решились переползать, так как следы человеческие заканчивались на этом берегу. Вернувшись к дому Ильина, сделали пару снимков и «оседлав» свой автомобиль, поехали домой. Можно было бы по дороге заехать в Тараканово, там тоже имеется усадьба-музей, связанная с именами Блока и его жены. В церкви этого села они обвенчались, здесь часто бывали, храм увековечен в стихах Александра Блока. Но, так как в здешних краях темнеет рано, решили оставить посещение усадьбы капитана И.В. Тараканова на следующий раз.
Как бы мне хотелось завершить свою заметку, на какой ноте? На позитивной - не получается, на негативной - не хочется. Думаю, что после не совсем удачной экскурсии по достоянию России, по останкам Менделеевской усадьбы в Боблово, о ее теперешнем состоянии лучше сказать словами поэта:
«Задебренные лесом кручи:
Когда-то там, на высоте,
Рубили деды сруб горючий
И пели о своем Христе.
Теперь пастуший кнут не свистнет,
И песни не споет свирель.
Лишь мох сырой с обрыва виснет,
Как ведьмы сбитая кудель».