Я говорю об анимационном фильме "Рождество" режиссёра Михаила Алдашина. Он вышел на экраны в 1996 году.
Михаил Алдашин сказал, что «хотел рассказать историю Рождества так же просто, наивно и бесхитростно, как её рассказал бы ребёнок, которому прочитали Евангелие; показать мир, светлый даже в ночи, где живут добрые звери и строгие ангелы, где пастухи пьют вино и дерутся, а Дева стирает белье. И где появляется жизнь, рождённая спустившейся с небес любовью».
Всякий раз, когда я смотрю этот фильм (уже много-много раз) во мне рушится панцирь так называемого "житейского опыта" и слетает корка "житейской мудрости". Детство вырастает во мне или я возрастаю до Детства.
Я даже не могу написать, что доверяю это истории. Она просто живёт во мне, но я то и дело забываю об этом, а благодаря этому фильму вспоминаю и тихо радуюсь. Неизъяснимое счастье осознавать себя свидетелем и причастником таинства.
Я не знаю, в чём здесь дело. То есть, и не знаю и знаю. Потому, что, конечно, всё так сложно, что не может быть простым. Дело в любви. В том, что фильм этот сделан с любовью, без которой любое мастерство - никчёмно.
Дело в молитве, которой наполнен фильм.
Дело в его ошеломляющей нежности, в бесхитростности и чистоте авторского взгляда.
Дело в ликах ангелов, людей, животных. Посмотрите, как они смотрят, в каждом взгляде - растерянность и смирение перед Тайной Боговоплощения. Это не лица, а лики. У всех, у всех.
И, конечно, музыка Баха и Бетховена придаёт космическое измерение. А, может быть, лучше сказать, она устраняет масштаб: малое - большое. Это камертон для тех, кто желает быть сопричастным.