Вертолёт Ми-2 является одним из самых необычных летательных аппаратов советской эпохи.
Не потому что имел какую-то революционную конструкцию или реализовал прорывные технологии. Просто эту машину, которую разработали в конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля, не стали производить в СССР, а отдали полякам, нашим тогдашним друзьям по блоку экономической взаимопомощи.
Так поступили не только с Ми-2, но и с "кукурузником" Ан-2 и некоторыми другими летательными аппаратами. Но из них только Ми-2 никогда не выпускался в Союзе.
До окончания производства в 1992 году поляками было построено свыше 5400 единиц, большая часть которых была куплена Советским Союзом.
История создания
В конце 1950-х годов в Вооружённых силах и народном хозяйстве Советского Союза широкое распространение получил небольшой, лёгкий вертолёт Ми-1.
Он был оснащён поршневым двигателем АИ-26В, что уже не соответствовало требованиям того периода.
Поэтому у конструкторов ОКБ-329 родилась идея использования на новом вертолёте силовой установки, которая состояла бы из двух газотурбинных двигателей.
Это бы значительно повысило надёжность и безопасность во время полёта.
Этот проект позднее стал известен как В-2.
7 октября 1961 года лётчик-испытатель Г. В. Алфёров совершил на В-2 первое зависание у земли и 15-минутный полёт на небольшой скорости.
Уже в следующем месяце вертолёт поступил на государственные испытания.
Производство
В сентябре 1962 года первый опытный экземпляр был представлен членам советского правительства и представителям Польской Народной Республики.
После этой демонстрации было решено начать серийный выпуск Ми-2 в Польше, силами концерна PZL (польск. Panstwowe Zaklady Lotnicze, Государственные авиазаводы).
В отличие от другой советской авиатехники, на производство которой Польшей была получена лицензия (Ан-2, МиГ-15бис, МиГ-17Ф/ПФ), эта машина ещё не производилась в СССР.
В 1967 году состоялась международная премьера, причём представлял новый вертолёт не Советский Союз, а Польша.
Серийный Ми-2П польского изготовления (регистрация SP-PSC, зав. № 530322047) был показан на 27-й Международной авиакосмической выставке в Ле-Бурже под номером Н-152.1.
В связи с этим Комитет НАТО по согласованию авиационных стандартов (ASCC) дал Ми-2 кодовое название «Хоплайт» (Hoplite — гоплит).
В Польше Ми-2 дали название "Marabut" (марабу), однако оно не получило распространения.
В 1965 году Ми-2 начал поставляться на экспорт, в основном в СССР и другие страны социалистического содружества.
Кроме Советского Союза, Ми-2 закупали Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Лесото, Ливия, Никарагуа, Румыния, Сирия, Чехословакия и Югославия.
В 1978 году один Ми-2 в сельскохозяйственном варианте оказался даже в США, получив регистрационный номер N51946. Позже благодаря реэкспорту Ми-2 появились и в других государствах — Джибути, Турции, Венесуэле и других.
Текущий статус
Ми-2 оказался надёжной и простой машиной, поэтому, несмотря на прекращение выпуска почти тридцать лет назад, несколько сотен вертолётов по прежнему летают и встретить их можно во многих аэропортах нашей страны и мира.