Портфолио – ваш убедительный способ продемонстрировать заказчику свои профессиональные возможности, наглядно показать, как вы решите его проблему и почему он должен выбрать именно вас.
Ни в коем случае не путайте портфолио с:
• Архивом всех ваших работ с сотворения мира.
• Творческим дневником.
• Вашими мемуарами.
Самая грубая ошибка, которую я замечаю в портфолио многих дизайнеров - они превращают портфолио в винегрет. Ведь так хочется показать клиенту все, что умеешь - анимацию, визуал, гифки, инста-маски, айдентику и еще хреналион услуг. Дизайнеры надеются: если клиента не зацепит что-то одно, сработает другое и авось он что-то да закажет.
Но портфолио так НЕ РАБОТАЕТ. Когда вы вываливаете на заказчика все свои суперспособности, у него в голове случается короткое замыкание. Происходит расфокусировка внимания. Клиент теряется и перестает понимать, что ему нужно от вас и от этой жизни.
Главный принцип, по которому нужно составлять портфолио – показать свои ключевые, самые экспертные навыки. Это должны быть ваши самые сочные, мощные стороны, задачи, которые вы выполняете с закрытыми глазами, даже если вас разбудить среди ночи. Пусть заказчик придет к вам именно за этой экспертной услугой. А уже в процессе коммуникации вы его грамотно обработаете и подсветите другие возможности сотрудничества.
Кейс из моей практики:
Блогер Женя Иванова @iva_nova777 обратилась ко мне за конкретным продуктом – анимационной перебивкой для рекламы. Благодаря четкому позиционированию моего личного бренда она ассоциировала меня именно с анимацией – моей основной дизайн-деятельностью. В последующем диалоге она узнала, что у меня есть агентство, предоставляющее полный цикл услуг по дизайну. Конечно, она обрадовалась и начала пользоваться и другими услугами. Но спусковым крючком в нашем сотрудничестве стала именно анимация. Понимаете теперь, почему так важно заявить в портфолио именно о своих ключевых экспертных навыках?
Что делать, если у вас несколько сильных навыков?
Оформите отдельное портфолио под каждый навык. Например, вы одинаково круты в иллюстрациях, анимации и создании логотипов. Упакуйте каждый навык в наглядное портфолио и отправляйте заказчикам ссылки в зависимости от запроса.
Где лучше всего составлять портфолио?
Для этого идеально подходят одностраничный сайт /платформа Behance. Если не хотите тратить время на создание лэндинга, Behance вам в помощь. Это популярная среди дизайнеров и иллюстраторов всего мира социальная медиа-платформа. С нее очень удобно отправлять заказчикам ссылку на портфолио.
Как пополнить портфолио, если вы новичок и у вас нет реальных кейсов?
• Сделайте дизайн для друзей/знакомых.
• Создайте проект под вымышленного клиента.
• Разработайте альтернативный дизайн для известного бренда.
Если клиент критикует ваше портфолио, как на это реагировать?
В любом случае не паникуйте из-за этого и не обесценивайте себя. Во-первых, заказчику объективно может «не зайти» ваша творческая манера. Это нормально – вы не можете нравиться абсолютно всем клиентам. Во-вторых, есть категория клиентов-манипуляторов. Они изначально критикуют портфолио, чтобы не показывать свою заинтересованность в ваших услугах и таким образом сбить цену. Выясните, какие именно критерии вашей работы не устраивают заказчика и какое предложение он посчитал бы идеальным. Если подозрения, что клиент манипулирует, подтвердятся, мой совет – не тратить на такого заказчика творческие силы и энергию.
Поверьте: если вы классный специалист, желающие работать с вами и при этом не обесценивать найдутся обязательно!