Приветствую, Вас дорогие мои читатели или случайно зашедшие ко мне.
Итак, берем основное общее понятие, кто такой учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.
Здесь в дальнейшем разговоре, сразу оговорюсь, в чем отличие по поводу должности учителя физической культуры в России и учителя физической культуры Республики Беларусь?
Оно лишь заключается в методике подготовке данных специалистов в вузах и ссузах, где согласно перечню трудовых функций на основе профстандарта, действующего на основе учебной установленной программы, утвержденной Министерством Образования той или иной Страны.
Суть сегодняшнего обсуждения в том, что отличие лишь идет в названии предмета, где "Физическая культура и спорт" - этот предмет в школе до сих пор неизменен в России и название предмета "Физическая культура и здоровье" этот предмет культивируется сейчас в школах Белоруссии.
Дело в том, что помимо работы учителем физической культуры у себя дома в России, где я отработал 5-лет и со временем волею судеб, я оказался по работе в Республике Беларусь, устроившись в местную школу Барановичского района, Брестской области, на должность "учителя физической культуры и здоровья". И вот какие параметры и отличия, я ощутил там в системе образования Республики Беларусь.
Вообщем, если берем во внимание основу самого предмета " Физическая культура", то разницы здесь никакой, что у нас в России, то и в Республике Беларусь, все те же цели, а они такие:
- Общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
- Гармоничное развитие психических и физических качеств;
- Обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
- Повышение работоспособности детского организма
Представляем также общий перечень знаний, необходимый каждому учителю физкультуры невзирая на особенность и принадлежность к нашей родной по духу и менталитету Республики Беларусь и какие там изменения по обсуждаемому предмету.
Что нужно знать специалисту по физической культуре любой нашей постсоветской страны:
- Возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
- Утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
- Основы школьной гигиены;
- Возрастную психологию ребенка;
- Методики преподавания каждой темы;
- Спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
- Требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
- Технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
- Способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
- Навыки оказания первой медицинской помощи;
- Правила пожарной безопасности и охраны труда.
Далее, перехожу на специфичные отличия в работе учителя физической культуры и здоровья в средней общеобразовательной школе Республики Беларусь.
Белорусские школьники занимаются физкультурой три раза в неделю: два стандартных урока и один «час здоровья и спорта». В основном этот час здоровья и спорта приходится на субботний учебный день.
Все занятия также разделили на базовые, то есть обязательные для выполнения во всех школах без исключения, и вариативные — тут учитель волен выбирать по случаю, из-за возможностей условий реализации данного вида спорта, а также учитывая интересы учащихся школы.
К стандартному, базовому набору относятся гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки и 4 - командные игры: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол. В принципе аналогичная программа обучения и по Российской системе образования.
Есть еще вариативные виды спорта, к которым разработчики отнесли то же плавание, настольный теннис, аэробику, атлетическую гимнастику и некоторые игровые виды спорта.
В средних классах из 70 уроков по обязательной программе должны проходить 60, а в старших — 50.
Но ведь самое главное, что основным компонентом в процессе обучения на уроках физкультуры Республики Беларусь, является не только формирование физической культуры личности, но и оздоровление учащихся с учетом их возрастно-половых особенностей.
Теперь распределим, чем одна медицинская группа по физкультуре отличается от другой.
Всего их выделяют три.
Первая, основная, рассчитана на детей с достаточной физической подготовкой, у которых нет совсем или есть незначительные отклонения в здоровье.
Вторая группа — подготовительная. Для ребят с низкой физподготовкой или ослабленных после болезни.
В третью, специальную медицинскую, входят школьники с хроническими недугами, то есть в основном дети с третьей группой здоровья.
Медицинские группы в школе — система динамичная, в зависимости от состояния ребенка могут его переводить из одной в другую, даже в течение учебного года. Сколько ребят сейчас занимаются в спецмедгруппах по школам Белоруссии, точной статистики нет. Но, в некоторых школах их примерно по 6 — 8 человек из всего общего состава школы! И это печальная статистика по ряду некоторых заболеваний у них.
В основном это школьники с нарушением осанки. А это исходит от причины лишь одной - пассивное сидение в статической позе в течении долгого времени растянутого на много лет(как правило, неправильной) дает, по некоторым данным такую цифру: 128 учащихся с патологическим нарушением осанки и искривлениями позвоночника на 1000 осмотренных учащихся.
Немало бывает и ребят с проблемами сердца, почек, зрения, есть и астматики. Таким детям рекомендуется использовать общеукрепляющие упражнения для сердечно–сосудистой системы и опорно–двигательного аппарата три раза в неделю. Кстати, под каждое заболевание учитель физкультуры самостоятельно составляет комплекс специальных упражнений для того или иного диагноза.
Там за школами остается право самостоятельно определять, как часто в расписании ученика из СМГ (специальной медицинской группы) появится слово «физ-ра».
Если подготовительная и основная группа без проблем объединяются на одном уроке, то на занятии в СМГ, где детям должно уделяться ежесекундное внимание учителя. Ведь вдруг кому–то резко станет плохо? Потому по нормам, на одном занятии могут присутствовать не более 8 — 12 учеников и это строго установленный критерий при занятиях в данных группах.
Вообщем, учителя физической культуры Республики Беларусь постоянно проходят переподготовку по квалификации "Лечебная физкультура по работе с детьми в специальных медицинских группах при учреждениях среднего общего образования", вот именно такую подготовку по направлению "Физическая культура", я получал в Брестском институте дополнительного образования педагогических работников.
Хотя, у них кто получает заранее очное и заочное образование на факультете "Физическая культура и здоровье" в высших учебных заведениях Республики Беларусь, то там же, они проходят основную подготовку по лечебной физкультуре для работы в школе.
В Брестской санаторной школе - интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с уклоном на лечение сколиоза всех степеней, где я был на практике, там в зале лечебной физкультуры этого учебного учреждения нам были показаны разные методики применяемые для лечения сколиотической деформации позвоночного столба, то есть сколиоза разной степени.
В данной санаторной школе - интернат учатся дети со всей Белоруссии и там обычное обучение по школьной программе идет параллельно с применением различных методик до полного излечения сколиоза, то есть до полной реабилитации.
Ведь формирование костно-мышечной системы идет до 18-20 лет и в этот период главное успеть укрепить соответствующие мышечные группы, которые выровняют перекос в искривлении позвоночника и создадут комфортное ортостатическое положение тела, при котором все функции внутренних органов будут работать в полной мере, нормального физиологического состояния.
В этой санаторной школе - интернат г. Бреста, я видел учебные классы, где дети проходят предметы, находясь в строго горизонтальном положении тела, лежа весь урок на специальных лежаках с подпоркой для головы и это вместо обычных парт, дабы разгрузить полностью нагрузку на позвоночник.
Кстати, при тяжелых формах сколиоза, здесь детям назначают ортопедический режим, с ношением корсетов различного типа в зависимости от коррекции на исправление кривизны позвоночного столба.
Для разрешения ношения таких корсетов, требуется лишь в случае строгого назначения врача -ортопеда. Такие корсета носят не снимая месяцами и годами, лишь периодически снимая во время купания и массажных процедур, затем заново одевается и носится до полного исправления кривизны позвоночника.
Конечно, это очень мучительный и дискомфортный процесс лечения в отличии от учеников с слабой степенью сколиоза, которым не требуется использовать данный вид лечебного оборудования.
И вот в такой обстановке при применении специальных уроков лечебной физкультуры, где многие бывает учатся по 5-лет, кто-то и 8- лет, а кто-то и заканчивает полное образование именно в этом учебном учреждении. Выписка из школы - интерната происходит лишь в соответствии с медицинским заключением врачей - ортопедов, когда уже исчезли полностью признаки различной степени сколиоза в сторону полной или частичной реабилитации.
Далее, по случаю успешного выздоровления, они уезжают к себе домой завершать учебу в обычной средней школе.
В общем, в заключении моей статьи, я могу сказать то, что в Республике Беларусь поставлена государственная задача на борьбу с хроническими заболеваниями имеющихся у школьников, за счет внедрения специальных комплексов и методов по лечебной физкультуре в программу школьного обучения, чтобы неукоснительно и независимо от степени этих заболеваний, полностью искоренить эту проблему и вырастить максимально здоровое поколение.
У нас в России к сожалению насколько я знаю, в школьном образовании, до сих пор нет введения отдельных часов на занятия по работе со специальными медицинскими группами, где ученики с отклонениями по здоровью смогут также чувствовать себя полноправными членами нашего общешкольного процесса обучения с отдельными назначенными часами для них.
Ведь аттестовывать по предмету "Физическая культура", даже пускай в форме не оценки, а "зачет- не зачет", но за то это будет уже выставляться в общегодовых экзаменах.
Ведь это важный аспект, для выпуска из школы с полным аттестатом зрелости данных учеников у которых ослабленное здоровье. Ведь они же должны каким-то образом аттестовываться и проходить данные испытания на уровень физической подготовленности.
Я, в свое время просто ставил оценки, то есть дарил их тем ученикам с выставлением в классном журнале для общего количества баллов, чтобы данные успешные ученики по другим предметам и со своими отклонениями по здоровью, смогли сдать ЕГЭ, для успешного поступления в высшие учебные заведения.
Ведь я помню, как в основной медицинской, так и в подготовительной группах по журналу, где по общему количеству в классе присутствуют и ослабленные дети с различными недугами, и они ведь полностью освобождены от двигательных действий на уроке физкультуры. Самое лучшее решение для них было, это посидеть на скамье на время проведения всего урока физкультуры, другой альтернативы к сожалению не выработано в практике системы Российского образования.
Ведь, все это ведет в дальнейшем, к атрофии мышечных тканей, в том числе и сердца, а в дальнейшем может привести к ретардации (процесс замедленного развития или отставания в темпах развития по сравнению со своими сверстниками).
При всех этих условиях проживания данных учеников при процессе полной учебы в школе, где с их отклонениями по здоровью они совершенно ни чего не получают, в плане реабилитации и оздоровления своего организма, и остаются дальше нездоровыми людьми, вступая при этом во взрослую жизнь.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Лайки ставить или не ставить - дело сугубо личное, это все исходит от сердца, все идет от индивидуального, внутреннего посыла каждого человека к любой информации и оценочного отношения к ней.