Найти тему
rockanews

Atlantic Records: из ритм-н-блюза в рок-н-ролл. Ч. II

Как турок сломал преграду между черной и белой музыкой.

Основатель Atlantic Records Ахмет Ертегун - это Ленин индустрии звукозаписи.
Основатель Atlantic Records Ахмет Ертегун - это Ленин индустрии звукозаписи.

Продолжение. Начало здесь...

1949 год стал ключевым для становления Atlantic Records в индустрии шоу-бизнеса. За успешными релизами Профессора Лонгхейра последовал ещё один крупный разрушитель чартов. 17 февраля 1949 года Atlantic выпустила "Drinkin' Wine Spo- Dee-O-Dee" Стика Макги (Stick McGhee), ритм-энд-блюзовая новинка, ставшая большим хитом.

Впоследствии песня превратилась в рок-н-ролльный стандарт, который вошел в репертуар пионера жанра Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis).

За шедевром МакГи последовала запись №1 в R&B в октябре 1950 года - Лори Тейт и Джо Моррис "Anytime, Anyplace, Anywhere". В 1951 году основатель Атлантик Ахмет Ертегун написал песню "Don't You Know I Love You" для doo-wop группы The Clovers, и она также стала хитом R&B.

В 1952 году Атлантик рекордс покорила вершины хит-парадов очередным R&B шедевром в исполнении Рут Браун (Ruth Brown) "5-10-15 Hours".

До 1953 года лейбл, несмотря на явное движение вперед, в основном управлялся тремя людьми. Херб Абрамсон исполнял функции президента, Ахмет Эртегун в статусе вице-президента определял музыкальную политику, жена Херба Мириам работала вице-президеном по финансам и администрированию.

Четвертый человек в высшем менеджменте появился, когда Абрамсона призвали в армию в 1953 году. В итоге в Атлантик приняли 36-летнего Джерри Векслера. Он уроженец Нью-Йорка и был хорошо знаком с черной музыкой, поскольку часто пропадал в ночных клубах Гарлема. Векслер работал журналистом и познакомился с Ертегуном в редакции еженедельника Billboard.

ФАКТ
Термин "ритм энд блюз" впервые применил Джерри Векслер, работая в журнале Billboard. Так он заменил значение "raсе music", которое применялось в отношении чёрной музыки.

В итоге Ахмет пригласил его на должность вице-президента Антлантик с правом выкупа 13% акций. Эртегун поручил Векслеру выпуск записей R&B для афро-американского населения.

Про чуткий турецкий нюх Эртегуна на перспективных артистов можно писать книги и проводить на эту тему бизнес-тренинги. Однажды Ахмет отправился в ночной клуб "Birdland" на концерт Billy Ward and the Dominoes. В этой группе его в основном интересовал вокалист Клайд Макфаттер (Clyde McPhatter). Во время шоу Клайд исчез и Ахмет отправился за кулисы, чтобы найти его. На что Билли Уорд заявил ему, что уволил Макфаттера за нарушение правил группы. Ахмет отправился на его поиски и час спустя нашел. Макфаттер в съемной комнате в Гарлеме репетировал с новым бендом. Эртегун подписал контракт с Клайдом Макфаттером и его новой группой, которую назвал The Drifters (Бродяги).

Клайд Макфаттер  справа, стоит рядом с Эртегуном
Клайд Макфаттер справа, стоит рядом с Эртегуном

Дебютным релизом The Drifters стала песня "Money Honey", написанная Джесси Стоуном (Jesse Stone) и в феврале 1953 года она стала крупным хитом. The Drifters в течении тринадцати лет занимали высокие позиции в чартах.

Не смотря на то, что Ахмет не верил в возможность взаимопроникновения музыки, в то что белые певцы начнут исполнять музыку черных, это случилось в период между 1953 и 1955 годами и именно на Атлантик рекордс смогли сломать преграду предрассудков и царящей несправедливости.

Первая продюсерская работа Джерри Векслера песня Лаверны Бейкер (LaVern Baker) "Tweedle Dee" поднялась до 14 места в хит-параде, но её версия в исполнении белой певицы Джорджии Гиббс (Georgia Gibbs) достигла 2-й строчки.

История поп-музыки теперь не будет прежней.

В следующей части, вам узнаете о роли Атлантик в становлении рок-н-ролла и рок-музыки в целом и как Led Zeppelin добились мировой славы.

Продолжение следует...