Проспав больше двух часов, мы вспомнили об обеде или, скорее, уже об ужине. Обратную дорогу к центру города мы преодолели значительно быстрее.
Выбор заведения для полноценного ужина был определён ещё задолго до поездки: ресторан еврейской кухни "Симха". К сожалению, там можно было сделать заказ только на вынос, это мы уточнили ещё утром по телефону. Заказали мы много, старались выбрать блюда потрадиционней. Кстати, контейнеры и пакет оказались платными, за них насчитали аж 146 рублей, с нами такое случилось впервые. Но в целом, цены там были весьма демократичными. Заказ ждали примерно полчаса. Гуляя рядом, увидели объявление по набору в группы маленьких еврейских детей для обучения языку и традициям еврейской общины.
Чтобы не выглядеть странно и не принижать значение момента, ужиная наспех на лавочке в парке, мы решили поехать дегустировать еврейскую кухню к себе в гостиницу, благо, наш "улучшенный" номер был оснащён столом и посудой специально для таких событий.
Блюда были довольно сытными. Паше очень понравились рыбные паровые котлеты ("гефетле фиш") . В остальном я не могу сказать, что я была поражена каким-то вкусом: всё было довольно просто приготовлено, и состав хорошо угадывался, нам только не удалось вычислить, к какому блюду прилагался отдельно упакованный соус.
Возможно, отведай я эти яства в самом заведении, впечатления бы остались совсем другие. А так... Недалеко от стойки с меню слишком громко вещал телевизор с мультфильмами, так что составить какое-то аутентичное впечатление о еврейской кухне не получилось.
На следующее утро меня разбудило шуршание пакетов: Паша купил на завтрак что-то в ближайшем магазине. Я сразу попросила чек, чтобы не забыть учесть это в нашем финансовом отчёте. Общая сумма была чуть меньше пятисот рублей, однако, как выяснилось чуть позже, для меня там предназначалась только морковь по-корейски - всё остальное было или с мясом или уже съедено до момента моей готовности к завтраку. Пришлось завтракать по-корейски.
Выселившись из гостиницы, мы вызвали такси, чтобы добраться до смотровой площадки, которая, по словам Пашиного брата Миши, находилась на горе возле телебашни. Кстати, эту гору и вышку было хорошо видно с набережной.
Смотровая площадка не была обозначена в 2гисе, но нас это уже нисколько не удивляло, ведь карта Биробиджана у 2гис получилась весьма условная. Такси долго не было, и, чтобы как-то скрасить наше ожидание, Паша сообщил мне, что у водителя, которого мы ждём, хороший рейтинг - 4.9. Однако, сначала нас повезли не в ту сторону. Разобравшись, что водитель перепутал башню, мы вскоре поехали куда надо. Переехали мост через Биру, проехали какие-то здания, доехали до развилки дорог. Там водитель остановился и спросил, куда ехать дальше. Я не знала, но Паша невозмутимо ответил, что к башне, туда, где смотровая, площадка. И тут наш водитель с рейтингом 4.9 тихо пояснил, что за 5 лет его работы в такси, он впервые едет в это место... Он, видимо, смирившись, решительно повернул направо, мне стало не по себе, но я промолчала, Паша был невозмутим. Перед вышкой дорога кончились, мы вышли, и водитель быстро уехал.
Башня была отгорожена высоким забором с колючей проволокой и утопала в лесу. За забором стали, сначала - неуверенно, а затем - всё более вызывающе, лаять собаки. Тут же появилась туча кровососущих насекомых. Я от страха перед собаками не двигалась с места, Паша отправился на разведку. Его не было несколько минут, за это время я приноровилась убивать комаров сразу по 5 штук ударом одной ладони.
По возвращению Паша сообщил, что если смотровая площадка и была, она заросла крапивой и к ней не пройти. Я восприняла это с некоторым облегчением, и мы, не надеясь вызвать сюда ещё одного водителя, отправились обратно пешком. По пути увидели огромную, с ладошку, чёрную бабочку.
Если бы не уверенность в нашем местоположении, её можно было бы принять за колибри. Паша рассказал мне, что первые переселившиеся в эти места евреи были шокированы количеством обитавшего здесь гнуса. Скажу честно, до этого я не знала точного значения этого слова. Но, испытав ощущения первых евреев на себе, запомнила слово "гнус" на всю жизнь.
Когда мы добрались до жилых домов, вызвали оттуда такси в центр. И, хотя на машине до центра было минут 15, мы ждали такси не меньше получаса. В животе росло чувство неудовлетворения от моркови по-корейски, поэтому было принято решение ехать сразу на обед. Сначала мы хотели пообедать в кафе "Felicita", но они работали только на доставку или на вынос, тогда мы обратили внимание на кафе "Лавровый лист", расположенное прямо по соседству. Но и там вход был перегорожен столом, за которым, похоже, сидела принимающая заказы, администратор. Так как "Лавровый лист" выглядело как-то попроще, мы подошли туда посмотреть меню, чтобы взять что-то с собой. Но "администратор" шёпотом предложила нам быстренько пройти внутрь. Мы так и сделали, внутри, как ни в чём ни бывало, работала полноценная столовая, почти все столики были заняты!
Удивившись такому повороту, мы были рады нормально пообедать, как в добрые докоронавирусные времена... Плотно подкрепившись, мы вышли уже вальяжно и без всякой конспирации. Мне понравилась эта небольшая авантюра: кроме полноценного обеда за столом, ты участвуешь в секретной операции, похоже на игру. Паша был более категоричен насчёт нарушения правил, но признавал, что при столь низкой заболеваемости в этом регионе, настолько жёсткие карантинные меры не нужны.
До отправления в Хабаровск ещё было часа три, мы опять вышли к зданию филармонии. Расположенный там большой фонтан на этот раз работал, в нём, под одобряющим присмотром незадачливых мам, прямо рядом с табличкой об опасности купания в фонтанах, купались дети.
По этому поводу Паша рассказал про трагический случай с одним нашим соотечественником, который однажды в Шанхае решил искупаться в фонтане со своей собакой. Собаку убило током сразу, а человек находился в Китае на аппарате жизнеобеспечения, пока у его родственников не закончились деньги на оплату больничных счетов...
Мы опять прогулялись к набережной, исследовали велосипедную дорожку и вышли прямо к небольшому озеру. Был зной, и там, казалось, плескались все дети Биробиджана. Мы немного посидели на берегу и пошли обратно.
Чуть позже начался ливень, он застиг нас возле аптеки. Когда дождь немного стих, и мне уже во второй раз пригодился взятый дождевик, мы пошли на Арбат закрепить вчерашний успех с мороженым и квасом. Всё прошло удачно, и мороженое, и квас работали, несмотря на дождь. Мороженое и в этот раз было вкусное, я с удовольствием распробовала его текстуру, немного напоминающую птичье молоко. Нет, Биробиджан, всё-таки, очень приятный город! Всего в нём хватает, и здесь можно жить. Китайский приграничный Тачен, в котором мы прожили пару лет, и то гораздо скучнее, а нам там скучно не было. Даже обидно, что Биробиджан так недолюблен нашими близкими - Мишей и Кириллом.
Погуляв ещё немного, мы пришли к вокзалу. Там был другой дежурный, который не пропустил нас к заветной коричневой двери: "Туалет находится снаружи!". Эта новость существенно прояснила вчерашнее возмущение технички.