Найти в Дзене

Главная ошибка родителей, преподавателей и детей при обучении программированию

Оглавление

Я видел, как эту ошибку совершают многие — родители, которые совсем не разбираются, родители, которые очень хорошо разбираются (программисты), неопытные преподаватели, опытные преподаватели, дети, слабо ориентирующиеся в теме, дети, хорошо ориентирующиеся в теме... Да и я иногда до сих пор её допускаю.

Ошибка была одна: спешка. Да-да, слишком спешили. Ребёнок походил на трёхмесячные курсы, где на Python программировал черепашку — ВСЁ, ОН ПРОДВИНУТЫЙ, ТЕПЕРЬ ВСЁ ЧТО ДЛЯ СРЕДНИХ И НАЧИНАЮЩИХ НЕ ДЛЯ НЕГО. И дети сами в основном легко так начинают думать.

Приходит такой продвинутый на курс для средних-продвинутых ко мне спустя полгода-год — и ничего не знает, не может, не понимает.

Почему так? Потому что:

  1. Три месяца для большинства детей — ни о чём
  2. Выветривается всё из головы быстро, после летних каникул сильный откат, что уж говорить о полугоде
  3. На курсах для начинающих, если они хорошие — очень всё урезано и упрощено, специально задания простые но «эффектные», от которых уверенность растёт в том, что «Я могу!»

Три месяца для большинства детей — ни о чём

Вот человек, который давно в программировании. Профессиональный программист. Он говорит, что для человека, который хотя бы полтора-два часа каждый (ну пусть хотя бы 4 раза в неделю) будет тратить на программирования, путь до джуна составит от 6 месяцев. А на 9-12 месяцев и больше.

Джун — это такой самый низкий уровень программиста, который может решать простые задачи. Ему старшие говорят, что делать и как, а он делает. Мало свободы, мало самостоятельных решений. Рабочий муравей в программировании. Но уже может работать.

Добавлю от себя, что то, что программист из видео считает нулевым уровнем — это далеко не ноль. Это какой-нибудь студент технической специальности, хорошо знакомый с математикой, английским языком и компьютером. На деле кто из взрослых хочет стать программистом — где-то года три запросто может занять путь, если хватит сил.

И это, кстати, проблема многих преподавателей. Потому что большинство из них — технари с подходящим для программирования складом ума, хорошими способностями и связанными увлечениями. Многие из них пришли в программирование так — из школьников набрали 30 человек, большинство быстро отсеялось, и человек 5 осталось. Из них ещё 2 осталось. А где-то из такой группы отсеялись ВСЕ.

Большинство детей, даже очень умных, в программировании не «0», там «-30». Многие программисты, и преподаватели программирования — они таких людей рассматривают просто как «тебе нет смысла заниматься программированием». И они не правы, так как я знаю таких людей, которым в детстве тоже такое могли бы сказать, но программисты они сейчас отличные.

Большинству детей нужно позаниматься сначала годик-два робототехникой, годик-три вводным упрощённым программированием, и только потом могут браться за какой-нибудь Python. За уже серьёзное промышленное программирование.

Выветривается всё из головы ребёнка быстро

-2

Я как-то говорил с программистом, который перешёл с одного языка программирования на другой. И спустя месяц он уже забыл то, чем занимался пару лет, и не смог бы вернуться к работе. Если бы понадобилось, он бы быстро всё вспомнил, за несколько дней.

Что же говорить о ребёнке? Программирование — очень контринтуитивная штука для тех, у кого не соответствующий склад ума, в неё ребёнок будет входить долго. А забывать — быстро.

Многие мои ученики возвращаются после каникул ко мне же, и первые несколько месяцев мы по сути изучаем те же темы, что они уже знают. И хоть они и понимают их быстрее, чем в первый раз — это не «А, это я знаю». Это именно изучение заново. Хотя вот вроде бы то же самое, просто в другой обёртке.

Больше скажу. В рамках одного-то курса они легко забывают изученную тему через недели две, если не практикуются в её использовании.

И некоторые преподаватели не могут этого понять — как это ребёнок всё забыл? Всё же разобрали, он же всё понял. А то, что ребёнок всю неделю к программированию не прикасался, они и подумать не могут, они вот в его годы не отлезали от программирования, каждый день занимались хотя бы полчасика.

На курсах для начинающих, если они хорошие — очень всё урезано и упрощено

— специально задания простые но «эффектные», от которых уверенность растёт в том, что «Я могу!»

Это делается из нескольких соображений. Во-первых, бизнесу хорошо, когда довольны дети. Когда довольны дети, родители, которые в большинстве случаев ничего в этом не понимают, тоже довольны. Значит, посоветуют знакомым и сами снова придут на продолжение с большей вероятностью.

Во вторых — ну вы представьте, что ребёнок математику вузовского уровня. Знаете, как отбить всё желание и настроение ей заниматься? Легко. Если у него долго не будет получаться, если всё будет совсем непонятно — решит, что он слишком тупой или программирование слишком тупое для замечательного него.

-3

Программы выстраиваются так, чтобы средний ребёнок по ней более-менее продвигался, совершал свои победы и преодоления, не сильно преодолевая. И ещё и не делая домашних заданий. А программирование в основном — это дополнительное образование, кружки. Они планируются без домашних заданий, ибо всё равно дети их не делают.

Есть исключения — например, курсы от Яндекса или Samsung. Но там тяжело. Туда не берут 10-11 класс из-за того, что у них ЕГЭ высокая нагрузка. Грузят в таких школах будь здоров, очень много нужно пахать, пахать, пахать. Зато потом и в 10й класс идти не обязательно, потому что человеку выдаётся корочка, что он может идти работать программистом. На уровне джуна, самом низшем, но зато это корочка от технологического гиганта!

Что же делать?

Не совершать ошибку, которую совершают многие — не спешите. Темпы обучения программированию у всех людей разные, очень разные. Приводите ребёнка на пробу и всегда выясняйте обратную связь от преподавателя. И получайте её по ходу курса. Даже если на другом курсе хвалили, новый курс может оказаться пока что слишком сложным, тогда ищите другой. Если, конечно, у ребёнка есть желание.