О чем стихотворение " Какая ночь! Как воздух чист..." ?
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
В 1857 году поэту 37 лет и он только что женился. Брак его удачен, Мария Боткина – его подруга и единомышленница, органично входящая в круг сторонников «чистого искусства». С этого времени пойдет в гору и его материальное положение: он сможет значительно приумножить состояние невесты благодаря своему недюжинному труду по управлению имением.
Может быть, поэтому произведение передает гармоничный настрой в душе поэта. Парная (смежная) рифма, а также композиция (две строфы) подчеркивает ощущение единства двух начал, возможно, навеянное дружбой со своей женой.
Первое 6-стишие отличается повторением анафоры «как» в каждой строке:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Стихотворение полно художественных средств:
эпитеты: серебристый лист, безмятежно спит
олицетворение: дремлет лист, спит залив, не вздохнет волна
метафора: тишиною грудь полна
обращение: Полночный свет…!
Во второй строфе поэт обращается к «полночному свету», вступает в диалог с самой ночью, что подчеркивает живость и непосредственность его общения с природой.
Здесь автор выражает интересную мысль, что в ночи есть тот же свет, что и днем. Она также прозвучит в другом его стихотворении - «Сияла ночь. Луной был полон сад…», где сама фраза «Сияла ночь» выражает его понимание ночи как чего-то светлого, не темного.
Первая строчка второго четверостишия - оксюморон:
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
«белей лишь блеск, черней лишь тень» – синтаксический параллелизм, выражающий фетовское восприятие ночи.
Образы выразительных, волнующих ночных теней восхищают поэта и в первой строфе («Как тень черна прибрежных ив"), и во второй ("черней лишь тень»).
Итак, для поэта ночь – это не столько время тьмы, сколько время наоборот, откровений, и впечатляющих контрастов.
Все ощущения становятся ночью лишь выразительнее, по Фету. Острее обоняние, зрение, светлее и ум, и душа.
А главное - уходит прочь «страсть» - суета, присущая дневным заботам и хлопотам. И наконец можно «вздохнуть воздухом» отдохновения и созерцания.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!