Найти тему
Музей Оранэлы

Забавные подтексты петербургских памятников

Оглавление

Любой известный памятник рано или поздно обрастает легендами и фольклором. Происходит своеобразное «омозоливание» того, мимо чего проходят горожане и туристы. Изначальный замысел скульптора теряется, на его место приходят городские мифы. Иногда они грубые, иногда очевидно несостоятельные. Но во всем этом любовь к городу. Про нелюбимые памятники и легенд никто придумывать не будет.

Не исключение и Петербург. Его памятники горожане читают на совсем другом языке, нежели на том, что использовали скульпторы. Легенды эти много раз пересказывают и редко проверяют. В общем правильно делают, иначе легенд бы вообще не осталось. Что же правда и неправда в этих историях.

Медный всадник

Памятник Петру I на Сенатской площади – один из символов города. С легкой руки Александра Сергеевича, он получил название «Медный всадник». Хотя, строго говоря, сделан из бронзы – вот вам и первый миф.

Говорят, Екатерина Великая долго не принимала у Этьена Фальконе работу, сетуя на отсутствие «портретного сходства» памятника с оригиналом. С учетом того, что Екатерина Петра I никогда не видела, не очень понятно, чего она добивалась от несчастного скульптора. Говорят, однажды ученица отчаявшегося мастера – Мария Коло – за одну ночь вылепила голову императора. К этому варианту претензий не было.

Символизм памятника очевиден, он выражен тем же Пушкиным: «Отсель грозить мы будем шведам». И, конечно, начинающий экскурсовод обязательно расскажет, что царь Петр скачет прямо на столицу Шведского королевства – город Стокгольм. Однако простейшее геометрическое построение покажет, что царь на прицел скорее взял Выборг. Тогда – да, именно завоевание Выборга сделало перелом в отвоевании Приневских земель. Может, такое направление памятника и не случайно.

А вот еще один и текст, и подтекст одновременно. На Гром-камне написано по-русские и на латыни:

«Петру Первому – Екатерина Вторая»

Лапидарный текст принадлежит самой императрице и вот этим она уже на самом деле хотела сказать навсегда и конкретно. Она, конечно, «Вторая», но не после Екатерины Первой, в сущности безродной, а после Петра Первого!

Но, признаем, нелюбивший ее сынок Павел, мать перещеголял в острословии…

Другой Пётр

Менее известный памятник Петру I стоит перед Михайловским замком. Бартоломео Растрелли создал его еще при жизни государя, однако так получилось, что на пьедестал он попал уже при правнуке императора – Павле I. В итоге, что этот Петр I оказался просто шизофреническим противопоставлением другому Петру – в Медному всаднику.

-2

Во-первых, «растреллиевский» Петр Великий демонстрирует поистине нордический характер. А во-вторых надпись на нем – образец издевательской краткости. Она короче, чем екатерининская, и главное звучит более издевательской

«Прадеду – правнук»

Диалог двух памятников – точно не фантазия гидов. Павел все делал назло маме и здесь не удержался показать, что он не просто «продолжатель дел», а прямой (в отличие от Екатерины) потомок первого русского императора!

Коля

Невероятным образом в советское время сохранился памятник Николаю I на Исаакиевской площади. При том, что его навсегда заклеймили реакционером, начавшим с расстрела декабристов, а закончившего севастопольской катастрофой. Памятник кстати еще издевательски стоит по отношению к Сенатской площади. А на одном из четырех барельефов, рассказывающих о заслугах Николая Iизображено… подавление декабристского бунта!

-3

Спасло памятник только то, что был сотворен гениальным Клодтом. А еще любят говорить, что на тот момент был единственным конным памятником, державшимся на двух точках опоры (то есть копытах). На самом деле такие памятники уже были установлены в других городах (Леопольду V Фердинанда в Инсбруке и еще два Эндрю Джексону в США).

Случайно или нет, но поставили Николая I скачущим точно за Петром I, который находится с другой стороны Исаакиевского собора. За что, народная молва быстро смастерила каламбур. Дурак умного догоняет, а Исаакий мешает (вариант: «Коля Петю догоняет…»). Разница в визуальной скорости коней не оставляет «Коле» ни малейших шансов на победу в этой гонке, даже если бы не мешал Исаакий.

Комод

Долгое время Знаменской площади (современной пл. Восстания) явно недоставало центра, что делало ее похожей на привокзальные площади уездных городов. Только в начале XX века пространство сфокусировалось вокруг памятника Александру III известного скульптора Паоло Трубецкого.

-4

В 1909 году покрывало с установленного монумента было снято, и столичная публика увидела, как похожий на располневшего к старости Илью Муромца самодержец сидит на коне. Конь хотя с виду и был крепок, но если бы не был бронзовым, то точно не выдержал бы тяжести седока. Что хотел сказать Паоло Трубецкой, горожане не стали слушать и практически сразу восприняли его как карикатуру на царя-миротворца.

Сам архитектор, якобы говорил, что он просто изобразил «одно животное на другом». Народ тут же выдал стих-загадку: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапочка».

Сталин и верблюд

Тему странных прочтений конных памятников можно закончить … верблюдом. В самом деле, в Александровском саду можно увидеть «Сталина с верблюдом». Шутки шутками, а в советское время могли бы и снести его за такое двусмысленное прочтение. Но все же надпись на памятнике говорит о том, что это Николай Пржевальский. Неуемный городской фольклор усложнил легенду. Вроде как Пржевальский во время путешествия по Кавказу как-то не устоял против грузинской красавицы. Как результат, то ли ее сыном, то ли внуком стал … Иосиф Виссарионович.

Фото Алекс Федоров (Википедия)
Фото Алекс Федоров (Википедия)

Однако мы точно знаем, что Николай Михайлович на Кавказе не бывал, и знаменит, конечно, путешествиями в Среднюю Азию.

Пушкин и окно

Об этом памятнике Пушкину знают даже не все горожане, хотя для многих и памятник, и сквер, где он находится, очень любимы своей камерностью. Эта работа Александра Опекушина установлена на Пушкинской улице. За три года до этого тот же скульптор поставил известный памятник в Москве. Часто говорят, что это повторение памятника, хотя очевидно, что это «другой» Пушкин, менее задумчивый и смотрящий (в отличие от московского) куда-то вверх.

-6

Вот этот направленный вверх взгляд и породил легенду о том, что его заказала некая дама, входившая в «донжуанский список» поэта и мечтавшая, чтобы он всегда смотрел в ее окно. Правда ли? Памятник был установлен почти через 50 лет после смерти поэта. Чисто теоретически, конечно, возможно, что была в то время жива еще бывшая возлюбленная Пушкина. Но тут надо проверять адресную книгу дома на Пушкинской.

Два полководца

Два знаменитых памятника у Казанского собора тоже оставили место для двусмысленного прочтения. Любая статуя мужчины со свитком или подзорной трубой в руке неизбежно породит одесский феномен «Дюка с люка», то есть ракурса, с которого этот предмет превращается в … Ну да, грубоватый, конечно, юмор.

-7

Но главное, что обычно привинчивается легенда о том, что это месть скульптора за то, что герой памятника увел его жену. В нашем случае, почва для легенды бедновата. Скульптору Борису Орловскому было всего 22 года, когда умер Кутузов. Мог ли тот полководец у скульптора кого-то увести – вряд ли.

Читают уже давно острословы и другой текст памятника:

Барклай-де-Толли говорит:
— У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
— Вот аптека, полегчает.

В самом деле на другой стороне Невского в этом месте когда-то была одна из аптек.

Еще аналогичная фалло-легенда связана с памятником Крузенштерну на набережной Лейтенант Шмидта. Хихиканье туристов порождает кортик адмирала. Тоже рассказывают про месть скульптора, но тут у скульптора Ивана Шредера железное алиби: ему было 10 лет, когда умер Иван Федорович.

Наш Ильич

Ну и не могли не сложиться легенды о памятниках Ленину. Пафосность «Ильичей» памятников всегда уравновешивалась шутками, кстати, весьма добрыми, хотя в то время и небезопасными.

Известных памятников в Петербурге два. Один у Финляндского вокзала.

-8

Образ Ленина, взобравшегося на броневик войдет и в официальную пропаганду. И в анекдоты про «пропитый броневичок». И в городскую поэзию: «Это что за большевик, хочет влезть на броневик…». И в апокрифические задачники: «Как найти площадь Ленина? Ответ: надо умножить ширину Ленина на его длину».

Еще более мощный памятник работы М.К. Аникушина (не Томского!) Московской площади назовут просто танцором или Махмудом Эсамбаевым – знаменитым советским танцором.

-9

Вот так по-разному могут увидеть и «прочитать» памятники авторы памятников и те, кто их видит каждый день.

Может быть и вы знаете какой-то "народный смысл" в известных русских памятниках? Поделитесь в комментариях.

О неприличном подтексте памятника Екатерине Великой можно прочитать здесь.

Использованы фотографии с сайта Википедии.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL