Найти тему

Как сэкономить на логопеде и поставить ребенку звуки

Сделали с сыном алмазную аквамозаику, он ее сломал, т.к. трогал раньше времени.  Но не огорчился: сказал: "В цирке пожар, тигры разбежались, все погибли".
Сделали с сыном алмазную аквамозаику, он ее сломал, т.к. трогал раньше времени. Но не огорчился: сказал: "В цирке пожар, тигры разбежались, все погибли".

Объясняю, что нужное, а что - лишнее в звукопостановке у детей с сенсорной алалией.

У сына речевых проблем много, просто куча, и отсутствие у нас необходимых по возрасту звуков было просто вишенкой на торте. Также под вопросом стертая дизартрия. Логопеды не пришли к единому мнению: тихая невнятная речь сына - это следствие сенсорной алалии или проблемы моторики.

Главная проблема в звукопостановке у нас с сыном, это то, что звук и у ребенка автоматизируются долго, медленно и печально. Но не только у нас. Многие мамы ставят звуки сенсорикам годами. У нас на "ж" и "ш" ушел примерно год. Менее года назад я психанула, когда сын назвал девочку "какаськой", имея в виду отнюдь не отходы жизнедеятельности.

Статья канала: Про "сиськи": когда же логопед поставит ребенку звуки?

И вот мы поставили первых два звука. И то проскакивают иногда ошибки, типа: "сяпка", "сярик".

Сын три раза в неделю занимается с логопедом, но задания на звукопостановку она дает ему редко. Звуками занимаюсь я дома. Потому что звуки у детей с СА автоматизируются долго и тратить оплачиваемое время я на это не хочу.

Сегодня я вам расскажу, как можно помочь логопеду поставить звуки у вашего ребенка и сэкономить на занятиях.

0. Первое правило логопеда - ставить звуки по онтогенезу, т.е. в том порядке и в том возрасте, как они появляются у ребенка. Нормальный логопед не возьмется ставить "ш" у трехлетнего малыша.

Таблица онтогенеза звуков
Таблица онтогенеза звуков

1. Ставить звуки мы начинаем с обучения ребенка моторной имитации.

У детей с РАС, СДВ, диспраксией и СА, как правило, есть проблемы в копировании чужих движений. Логопед здесь не особо нужен. Лучше всего с этой задачей справится терапист или родители, подробная инструкция - вот она:

Статья канала: Моторная имитация: что, как и для чего

Там есть список упражнений.

Если ребенок умеет повторять за вами простые движения крупной моторики, учите его пальчиковой гимнастике (гуглите по запросу "пальчиковая гимнастика"), дальше уже наша конечная цель - артикуляционная гимнастика, движение языка и губ (гуглите по запросу "артикуляционная гимнастика видео").

2. Далее проверяют, есть ли у ребенка фонематический слух, т.е. понимает ли он вообще разницу между звуками. Это этап называется дифференциация звуков. Опять же детальная помощь логопеда не требуется. Просто рисуете две большие буквы, например "ш" и "с" и предлагаете ребенку разложить картинки по кучкам. В интернете по запросу "дифференциация звуков "с" и "ш"" и пр. есть готовые картинки. Если ребенок после нескольких занятий не понимает, что "собака" и "шоколад" имеют в начале разные звуки, то нужно обратиться к логопеду или сурдологу для уточнения диагноза.

3. Если ребенок успешно справился с дифференциацией, опять же идем к логопеду.

Он должен "поставить" звук, т.е. научить ребенка его произносить. В этот период (звук ставят в среднем 1-5 месяцев), чем чаще вы ходите к логопеду, тем лучше. Другие задания откладывать не стоит, но звукопостановка теперь в главная. Если сделать большой перерыв в занятиях - звук может исчезнуть.

У нас так было на карантине: несмотря на домашние занятия звуки, которые мы начали ставить, исчезали из речи, частично решили эту проблему дистанционные занятия по Скайпу.

Дома родители могут помогать логопеду в извлечении правильного звука и делать специальную артикуляционную гимнастику для этого звука (дает логопед).

Совет: если ребенок не может произносить звук сидя, попробуйте проговорить его лежа, некоторым детям так легче выговаривать слова правильно.

Постепенно ребенок научится не только произносить звук, но употреблять его в слогах и словах.

Совет: если у ребенка не выговариваются сочетания типа: ша, шо, шу, попробуйте начать с обратных слогов: аш, ош, уш, у некоторых детей они выходят легче.

4. Автоматизация звука. Ребенок уже в теории, за столом логопеда, умеет произносить нужный звук и даже слова, но в речи все равно будет: "Мама, смотри, зелтый сярик". Мы должны автоматизировать звук в речи. Помощь логопеда здесь уже минимальная. Просто каждый день, дома вы берете смартфончик, загугливаете "автоматизация звука..." и делаете с ребенком упражнения, они ранжированы от простых к сложным, т.е. от звука к полноценной фразе. Это занимает всего 15 минут в день.

НО:

Вы также должны внимательно слушать речь ребенка, и заставлять его исправлять ошибки в произношении.

Сначала так:

Скажи: шарик

А потом так:

Сярик? Скажи правильно.

Постепенно ребенок научится использовать в речи правильные звуки, хотя у детей с СА могут остаться небольшие ошибки. Мы начали почти год назад, было трудно, но мы справились. Еще пару месяцев назад я поправляла почти каждый звук, сейчас в среднем 1 из 7. Сейчас мы начали исправлять "ц" и "в" (эти звуки есть, но пропадают в некоторых позициях), а 2021-й год, я так подозреваю, целиком уйдет у нас под звук "л".