Во времена видиков и пиратских фильмов на кассетах мальчишки в каждом дворе знали, что значит «кия-я-я-я». А многие мечтали пройти обучение у монахов Шаолиня и научиться драться в стилях змеи, тигра, цапли, богомола или панды. Познать мудрость и ломать кирпичи голыми руками. В то время известность монастыря достигла планетарного масштаба.
А моё путешествие в буддийский монастырь посмотрите тут: https://youtu.be/YCX-nzvlt0E
Как начиналась история Шаолиня?
За всё время существования монастыря его сжигали несколько раз, и многие источники информации были уничтожены или утеряны. Поэтому его историю невозможно достоверно отследить до наших дней. Но те источники, которые сохранились, расскажут нам очень интересную историю.
Становление монастыря
Шаолинь появился в 495 году н.э. благодаря буддийскому монаху Бхадра (Бато跋陀 [bátuó], Buddhabhadra). Он пришёл в Китай из Индии, чтобы проповедовать буддизм. Китайскому императору Сяо Вэнь-ди (дин. Северная Вэй) понравились принципы буддизма и он дал Бато землю и деньги. Первым был построен небольшой домик на горе, который Бато назвал Шаолинь, что значит “молодой лес”.
Монастырь Шаолинь 嵩山少林寺
嵩山 [sōngshān] - гора Суншань, одна из пяти священных гор даосизма
少林 [shàolín] - молодой лес
寺 [sì] - буддийский храм, монастырь
Бхадра был просто буддийским монах. Боевой дух вселил в будущий монастырь другой монах - Бодхидхарма (Путидамо, Дамо). Но об этом человеке нет никаких достоверных сведений, кроме красивых легенд! “Говорят”, что Бодхидхарма был сыном царя, основал дзен-буддизм, прожил 150 лет и передал свои знания боевых искусств монахам Шаолиня.
Одна из легенд гласит, что Бодхидхарму сначала не брали в монастырь и в знак покорности он просидел в медитации в пещере без движения, еды и воды 9 лет. А след его силуэта выжгло солнце на противоположной стене пещеры. Так он доказал преданность буддизму и его приняли в монастырь. Там он понял, что у монахов плохая физическая форма и стал учить их специальной системе гимнастики и единоборств. В течение жизни он написал 2 книги с описанием двух путей: Духа (утеряна) и Тела (стала основой учения Кунг-Фу).
Но всё это лишь легенда. Не существует источников, которые бы подтверждали причастность Бодхидхармы к созданию шаолиньского боевого стиля. Эта легенда впервые появилась в 17 веке в китайских пособиях по единоборствам. Там Бодхидхарму называли “основателем шаолиньской школы”.
Эту легенду приняли за истину, потому что автор выдал свою работу за более древний источник, тем самым ввел в заблуждение людей. Разоблачили подделку в 19 веке, но за эти 200 лет миф о Бодхидхарме плотно укоренился в умах людей. Окончательная легенда сформировалась в 20 веке, когда вышел роман Путешествие Лао Цаня (Лю Э).
Но, как говорится, в каждой легенде есть доля легенды.
Боевое становление
Монахи действительно изучали боевые искусства. Но не тайные техники Бодхидхармы, а оттачивали приемы, которыми пользовались в китайской армии. Многие военные уходили в монастыри, принося с собой и боевые техники. Умение драться было скорее вынужденной мерой, нежели прихотью.
У монастыря было много земель и монахам приходилось охранять их от разбойников, а так как монаху нельзя было держать оружие, они учились драться посохом.
Но были времена, когда монахи действительно участвовали в военных событиях
В начале 7-го века (в 620 году) во время смены династий, монахи помогли удержаться на троне императору Ли Шиминю, захватив в плен племянника лидера повстанцев. Это повлекло за собой императорскую любовь и поддержку монастыря на протяжении нескольких веков.
Но сражались монахи используя боевые техники армии, а не «секретные шаолиньские техники борьбы».
В 14 веке во время гражданской войны бандиты просто выгнали монахов из монастыря и разграбили имение. Но когда династия снова сменилась, монахи вернулись в свой монастырь. А спустя 300 лет это изгнание и поражение монахов представят людям очередной победой.
Шаолиньская школа
Только в 16 веке монахи стали поголовно изучать боевые искусства, т.е. человек не мог оставаться в монастыре и быть монахом и не изучать боевые техники.
Монахи участвовали не только в восстаниях, но и защищали страну от пиратов. Боевые монахи находились на страже порядка.
Однажды военный генерал Юй Даю прибыл в монастырь, чтобы посмотреть, как проходит подготовка монахов. Он был так разочарован, что взял себе в ученики 2-х монахов, чтобы обучить их драться, а те, в свою очередь, научили других монахов.
Но это не помогло. Через 100 лет на монастырь снова напали и сожгли.
До начала 18 века в монастыре жили несколько монахов и именно с этим периодом связано большинство мифов.
Кунг-Фу стал очень популярен во всей стране, и правительство запретило преподавать боевые искусства вне армии. В это время появилась легенда о 5 старейшинах, которые основали триаду и возвели секретный Южный шаолиньский монастырь (его так и не нашли) и тайно обучали монахов Кунг-Фу. Но, как и полагается, никаких доказательств этому нет.
Легенда про «Южный Шаолинь»
Согласно легендам, «Южный Шаолинь» находился в провинции Фуцзянь. В 1930 - 1940-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования. Он выяснил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще. Этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!»), а Чжишань (настоятель монастыря «Южный Шаолинь»), Умэй (монахиня) и прочие — герои романа.
Большинство населения Китая было неграмотно, а литературные произведения рассказывали за деньги рассказчики на рынках. Простые люди зачастую не могли отличить художественный вымысел от рассказа о реальных событиях. Крестьяне не могли проверить, что упоминаемые в историях о «Южном Шаолине» географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, а упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности.
Открыли, закрыли, открыли, запретили, открыли, восстановили
В начале 20-го века свергли династию Цин и запрет на преподавание боевых искусств отменили. Новая политика Китая изменилась на популяризацию Шаолинь. Но продлилось это не долго и в 1928 году военачальник Ши Юсан со своей армией поджёг монастырь, уничтожив более 90% всех построек. Военные уничтожили уникальные письменные источники, например, такие как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань.
В этот момент традиционный Шаолинь прекратил своё существование.
Позднее сыну мастера Цзи Циня - У Шаньлиню предложили вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Поэтому последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.
В связи с тем, что Шаолинь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций. А с приходом к власти Мао Цзэдуна, власти снова запретили преподавание боевых искусств, религию и национализировали имущество монастыря.
В 1966 году началась «Культурная революция». Китай начал отказываться от традиций в пользу коммунизма. Шаолинь начал восприниматься как пережиток прошлого.
Банда Хунвейбинов ворвалась в монастырь, но там было лишь 5 монахов, которых банда заковала в кандалы и пустила их по улице, обвиняя в преступлениях против страны.
С тех пор Кунг-Фу приравняли к гимнастике и атлетике, делая ставку не на боевые навыки, а на красивые акробатические приемы и назвали просто ушу.
Монастырь восстановили из-за Джета Ли
Но всё изменилось, когда из Гонконга приехала съемочная группа с Джетом Ли, чтобы снять фильм про Шаолинь не в декорациях, а на реальном месте монастыря. Удивило их то, что монастырь был практически разрушен, а в комплекте с развалинами шли ещё 3 монаха. Монастырь никак не производил впечатление месторождения Кунг-Фу.
После того как фильм “Храм Шаолинь” понравился людям со всего мира, монастырь начали реставрировать и через 3 года продолжение фильма снимали уже в заново практически восстановленном Шаолине.
Туристы начали путешествовать в этот монастырь, а государство стало продвигать истории об этом месте.
Шаолинь сейчас
Монастырь Шаолинь находиться на горе Суншань, провинция Хэнань, г. Дэнфэн. Это огромный коммерческий проект. Управляет им, как многие считают, коммерческий директор Ши Юнсинь.
Юнсинь имеет степень MBI, зарегистрировал торговую марку “Шаолинь”, открыл онлайн-магазин, создал труппу “Шаолиньских монахов”, открыл 40 филиалов монастыря по всему миру, добился того, чтобы монастырь внесли в списки ЮНЕСКО, писал пояснения и комментария к учению дзен-буддизма и восстановил территорию монастыря практически с нуля.
Сделал Ши для монастыря действительно очень много. Но как настоятель и монах был замечен в том, что ездит на дорогой машине, имеет недвижимость за границей, счета в иностранных банках и даже семью. Пояснений по этому поводу он не даёт, но на критику монастыря отвечает: «Если сравнить модернизацию с течением, то буддизм – лодка. Мы знаем, как правильно управляться с парусом, рулем, веслами, чтобы наша лодка продолжала свой путь. Опытный рулевой может вести свое судно и против течения, и в сильную волну, и навстречу ветру, а не плыть, как бревно, по течению».
Ежегодно монастырь посещает до 2 млн человек, оставляя за вход по $15 с человека. Две трети дохода идёт в казну местному управляющему, одна треть остаётся в монастыре.
Сегодня Шаолинь - крутой и атмосферный парк развлечений. Просветиться там вряд ли удастся, но пожить и потусоваться с монахами может любой желающий за скромное вознаграждение в $1500 в год.
Кстати, о жизни русского парня из глубинки в монастыре вы можете посмотреть на канале Лёни Пашковского «Хочу домой» https://youtu.be/VREBJqYdcSc
________________________________________________________________________________
Источники:
https://style.rbc.ru/impressions/5716399e9a79472acdb354b5
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаолинь
http://luoyang.roadplanner.ru/shao/shaokod.html
https://www.tripsavvy.com/brief-history-shaolin-temple-1495708
https://www.historyoffighting.com/shaolin-in-the-modern-era.php
https://www.bbc.co.uk/news/world-asia-china-29561279
http://www.kungfumagazine.com/ezine/article.php?article=157