Среди бесконечных лесов и болот Архангельской области стоит целая сеть отдаленных поселков. Все они соединены узкоколейной железной дорогой. Когда-то ее проложили в труднодоступном районе, чтобы вывозить лес. Только благодаря узкоколейке жители северных поселков могут добраться до своих домов, потому что других способов просто нет. Да и этот оставшийся путь нельзя назвать надежным, ведь техника давно разваливается, а новой нет.
Про дорогу. Добраться до места было нелегко. Сначала ехали до Плесецка, потом ехали автостопом до парома. А затем нам предстояло еще идти до самой станции железной дороги. На поезде же ехать до конечной станции порядка двух часов.
Итак, паром. Паром должен ходить, когда есть более 5 человек на берегу, но не сегодня. Нам пришлось ждать почти 40 минут, когда приедет первая машина, потому что по-другому ехать невыгодно.
Паром является связующим звеном одного берега с другим. Никак по-другому туда не попасть. Поэтому если он ломается – это, действительно, большая проблема.
Как такового мотора у парома нет. Все завязано на сильном течении и подруливании парома. Очень интересная система, такой не приходилось видеть.
Подходим к поездам. Начинается разгрузка продуктов. Без них ехать не было смысла.
Когда оказываешься внутри вагона, то ощущение, будто пробираешься сквозь лес и как ледоколом идешь вперед. Интересно, насколько этой железной дороги еще хватит. Год? Два? Десять лет?
Эта узкоколейная железная дорога относилась с местному Леспромхозу. Начало строительства было положено в 1947г. Вдоль железной дороги как грибы стали появляться поселки.
Дома строились как временные и не были рассчитаны на долгие годы проживания. Считалось, что вот сейчас заготовим лес и дальше можно сворачивать всю деятельность.
Но как часто у нас и бывает нет ничего более постоянного, чем временное. И люди живут там до сих пор.
После развала Союза объёмы вывозки леса стали сокращаться. Стабильность работы дороги была нарушена. Опустели и закрылись детские сады и школы.
В нулевых годах началась разборка путей. Существование всей УЖД оказалось под угрозой. Единственное, что остановило процесс сдачи на металлолом всей дороги, так — это отсутствие иного сообщения с удалёнными лесными посёлками, в которых ещё жили люди.
Железная дорога находится в плохом состоянии. Шпалы прогнили и в любой момент поезд может перевернуться.
- Уже привыкли к этому экстриму! Ты не успеешь сообразить, а он уже на боку лежит. Или колеса отлетят, а сцепку-то тепловоз держит.
Доезжаем до станции Лужма. Там поезд останавливается, ведь нужно разгрузить часть продуктов для местного магазина.
К нам подходит владелица, видимо, магазина.
- Что снимаете, мальчики? Как дикобразы живем?
- Хотим посмотреть, как живут люди
- Так вот снимайте!
Подключается бабушка еще к разговору.
- Хоть какой-то результат бы был! Хоть бы что-то нам помогли с этой дорогой-то. Скоро у нас она совсем упадет. Уже ездить невозможно никак. Ее вообще же не ремонтируют. Ну не можете нас переселить, так дорогу сделайте!
- Так по-моему переселять хотят
- Знаете с какого года переселять хотят?
- Дома-то видите какие? Вот в таких хибарах живем, вот прикиньте! Как вот зимой жить? Вымерзаем тут.
В поселке осталось около 15 жителей. И с каждым годом становится все меньше.
Еще одно интересные явление в подобных отдаленных поселках – это дрезины. Или как их в народе называют, пионерки.
- Это я, насколько знаю, мотор от мотоцикла
- Ну да стекло от трактора и так далее
- Вот это выдумка… Бывает что Вы выполняли роль скорой помощи?
-Больных возили. У нас же врачей здесь нет. Если лежачего, то присоединяли прицеп. Тут попросят… даже неудобно как-то отказываться.
-Когда работали еще раньше… дорожников знаешь сколько было! Привезут песок, подъемку делают. Дороги железные тут были просто идеальные – по уровню как асфальт… Днем и ночью лес возили. У каждого рация. Каждый в книжку записывает, кто куда ездил. Кто с лесом, кто людей возил.
Поселок Сеза был довольно крупным в советские времена. Здесь была школа, больница, дом культуры, а также множество множество домов.
Ну вроде закрывают нас. Все хотят переселить в 2022 году… а может, еще столько же проживем, не знаю! Они нас давно кормят обещаниями.
Здесь в краю северных ветров очень ценится человеческое тепло. Все жители как близкие родственники так что сосед соседу и кум и брат всегда выручит и поможет. Видимо здесь по-другому жить нельзя. Может быть, потому что вдали от большой земли ждать пока придет помощь из центра можно долго. А люди, будто отшельники, продолжают жить где-то на краю света, несмотря ни на что.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ