Фильм "К востоку от рая" можно охарактеризовать как звездный. Великолепный режиссер (без шуток) Элиа Казан, в главной роли - знаменитый Джеймс Дин, в остальных ролях - также известные актеры, сценарий написан по книге Стейнбека, лауреата Пулитцеровской премии на момент съемок и будущего лауреата Нобелевской премии (получит ее в 1962 году).
Тем не менее, сколько не смотрю фильм, каждый раз он вызывает у меня отторжение. Напомню сюжет. Казан экранизировал последние 100 страниц книги Стейнбека, взяв лишь историю братьев Калеба и Аарона и оставив за кадром то, что случилось до их рождения. Братья эти непохожи друг на друга, настолько, что даже имена их намекают на библейских персонажей (Каина и Авеля), чья история закончилась печально (спойлер: Каин убил Авеля, равно как и действия Калеба приводят к тому, что в романе Аарон погибает). Умный, воспитанный. сдержанный Аарон и резкий, дерзкий, склонный к необдуманным поступкам Калеб.
Уж чего только не совершает Калеб! Украсть желоб у фермеров? Шантажировать мать? Нажиться на труде крестьян, при этом не ударив палец о палец? Увести девушку у брата? Разбить Аарону сердце, приведя его к матери, которую он считал погибшей? Довести отца до инсульта? Не вопрос. Причем, что самое интересное, режиссер упорно доказывает, что это все он совершает из лучших побуждений. Мол, любви и внимания хотел несчастный Калеб. Пожалейте бедненького.
Между тем, желания жалеть его у меня не возникло ни разу. Парень вполне взрослый. А в 17 лет уже пора соображать, тем более, что дело происходит век назад, когда люди взрослели рано. В общем, вместо страдальца я вижу подонка, который испортил жизнь всей своей семье. Причем Казан еще сильно смягчил ситуацию, в книге Аарон погибает, а отец Калеба, Адам Трак, умирает. Анекдот помните? "Папу съел, маму съел... И кто я теперь? Сирота-а-а-а-а..." Может, конечно, в середине 50-х, когда вышел роман и был снят фильм, люди были более жалостливые, но в наше время прием "пожалейте бедняжку" не срабатывает. Тем более что, Джеймс Дин, возможно, и великий актер (надо будет освежить память и "Гиганта" пересмотреть), но тут он весь фильм ходит с одним и тем же выражением лица. И никакой потрясающей актерской игры я у него не вижу. Вот у Рэймонда Мэсси, сыгравшего его отца, вижу. А тут - нет.
Еще один момент, который портит восприятие от фильма, это то, что при создании образов героев никто прическами и костюмами особо не заморачивался. Посмотрите на стрижки у Аарона и Абры. Да-да, вы не зря вспомнили Элвиса Пресли. Он носил точно такую прическу. Только он в фильмах из времен первой мировой войны не снимался. Ну, и с девушкой та же история: короткая челочка - фирменный знак середины 1950-х.
Что остается? Красивые пейзажи? Маловато будет. В-общем, я понимаю, что фильм в свое время получил энное количество премий. Но, боюсь, тут ключевые слова "в свое время". Нынче эта вещь, на мой взгляд, будет интересна лишь киноманам.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/