Я уже несколько раз писал про легендарную американскую журналистку и фотографа Маргарет Бурк-Уайт, оказавшуюся единственным иностранным фотокорреспондентом на территории СССР в первые дни войны. Ее снимки Москвы летом 1941 года печатал журнал LIFE и они широко известны.
Военная Москва летом 1941 года на снимках американской фотожурналистки
Фотографии американки особенно ценны тем, что автор хоть и симпатизировала СССР, все же была иностранкой и смотрела на все происходящее несколько отстранено, кроме того, ее фотографии не подвергались цензуре. В книге «Shooting the Russian War», изданной в 1942 году, Маргарет писала, что ее везде сопровождали сотрудники НКВД и это было одним из условий на которых американке разрешили работать в СССР, но фотографии она проявляла и печатала сама, передавая их в Америку через посольство.
СССР весной-летом 1941 года на фотографиях американского фотожурналиста Маргарет Бурк-Уайт
Среди вполне привычных для нашего представления о начале войны кадров бомбоубежищ, женщин, замещающих мужчин на производстве, солдат и военных руководителей страны, встречаются фотографии, которые в то время мог сделать только иностранец. К примеру, кадры рассказывающие о дачной жизни режиссера Александрова и актрисы Любови Орловой.
Не потому, что снимки что-то очерняют или обеляют, но Маргарет Бурк-Уайт интересовали не только военные события или свершения тыла, а повседневная жизнь, как простых людей, так и элиты. Советские же фотографы того времени вообще не были заточены снимать быт, а уж в военное время тем более. Согласитесь, сложно представить кого-то из отечественных фотокорров, снимающих в военное время посиделки на даче советских кинозвезд.
Фотографии сопровождаются авторскими подписями Маргарет Бурк-Уайт из ее книги «Shooting the Russian War» и взяты из архива журнала LIFE. Поскольку автор иностранка, некоторые неточности в подписях, ей простительны. как мне кажется.