Найти тему
Ecoidea.me

Вся соль – в ответственном потреблении. Насколько экологична текстильная сфера Беларуси

Легко ли в наших магазинах найти экологичный текстиль и что вообще об этом в Беларуси знают, выясняет Ecoidea.by. Вместе с сотрудницей Центра экологических решений Дарьей Ескевич разбираемся, как сделать текстильную продукцию более экологичной, какую роль в этом могут сыграть циркулярная экономика и наше ответственное потребление. Специалистка курировала новое исследование Центра экологических решений, посвящённое экологичности текстильной и швейной промышленностей в Беларуси. Результаты показали, что основания для перехода к экологически дружественному производству в стране есть, но уровень информированности стоит повышать

– Дарья, расскажите, как одежда и другой текстиль, которым мы пользуемся, влияет на окружающую среду?
– Дарья, расскажите, как одежда и другой текстиль, которым мы пользуемся, влияет на окружающую среду?

– Около 35 процентов всего микропластика – это распавшиеся синтетические волокна нашей одежды. Это значит, что у каждого и каждой есть шанс выпить вместе с водой собственные носки, выброшенные 30 лет назад – именно столько разлагаются синтетические волокна. После «распада» попадают в окружающую среду, в частности в водоёмы.

Не только старые, но и новые вещи влияют на загрязнение окружающей среды. Например, стирка синтетической одежды также приводит к вымыванию частиц микропластика из изделия: за раз в сточные воды может попасть от нескольких тысяч до нескольких миллионов микроволокон. Я бы сравнила Мировой океан с супом с лапшой, где лапша – это микроволокна, вымытые из синтетики. Причём наибольшее количество микроволокон во время стирки даёт дорогой высокотехнологичный флис, который используется для пошива туристической одежды.

Однако и на этом негативное влияние одежды на окружающую среду не заканчивается. При выращивании хлопка часто используются пестициды. На текстильном и швейном производствах могут применять токсичные химикаты. Это в последствии влияет и на здоровье людей, и природу.

Всегда важно помнить и про социальные аспекты текстильной сферы: неприемлемые условия труда и мизерные зарплаты на швейном производстве, детский и рабский труд в странах Средней Азии, феномен «быстрой» моды, компульсивное потребление… Продолжать можно долго.

В чём суть исследования, которое проводил Центр экологических решений? Зачем это было сделано и как связано с охраной окружающей среды?

– Ранее в Беларуси не проводилось подобных исследований, потому перед нами стояла амбициозная задача – понять, что в текстильной сфере происходит.

Основной же целью исследования было рассмотреть возможность внедрения определённых принципов циркулярной экономики в текстильную отрасль страны. Циркулярность и устойчивость — это довольно новые понятия для белорусского информационного поля, они менее популярны, чем узнаваемый термин «экологичность». Поэтому мы решили сфокусироваться на представлениях об экологичности производства, а также на представлениях об экологичности текстильных и швейных товаров.

Проведённое исследование позволило понять, что происходит сегодня в отрасли: как к вопросам охраны окружающей среды, экологичности подходят производители и потребители, насколько они знакомы с принципами циркулярной экономики, пусть даже не используют данный термин.

-2

Как вы думаете, с какой проблемой могут столкнуться белорусские производители текстильной и швейной продукции при переходе на принципы циркулярной экономической модели?

– По итогам исследования стало понятно, что сегодня ни специалисты, ни потребители не задумываются о преимуществах циркулярной экономической модели. И, тем более, никак не связывают это понятие с вопросами экологии. Тем не менее, когда говорим о циркулярности, подразумеваем экологичность. Именно переход к циркулярной экономике позволит привести ситуацию с экологическими вопросами на планете в порядок.

Циркулярность — это общее понятие, которое складывается из каких-то поведенческих норм, из представлений. Важную роль в этой модели играет ответственное потребление. Оно предполагает, что потребитель на равных с производителем участвует в экономике, обе стороны разделяют ответственность за организацию процессов производства и потребления. Каждый из участников этого процесса непосредственно влияет на то, как будет производиться товар, как он будет приобретаться, как он будет использоваться. Ответственное потребление можно назвать базисом циркулярной экономики. Без ответственного потребления нет ответственного производства, и наоборот.

В Беларуси сегодня доминирует линейная экономика, однако можно встретить и элементы циркулярной. Например, с советских времен у нас развита сеть ремонтных мастерских. Так что при желании можно не покупать новую обувь и одежду, а ремонтировать её. Есть и производственные примеры: используют для своего производства текстильные отходы (обрезки) такие предприятия, как «Нетканый мир» (Пружаны) или «Витебские ковры».

Проблемой остаются отношения между потребителем и производителем. Когда мы проводили наш опрос, то никто из специалистов, будь то инженеры, преподаватели или продавцы, не говорил о том, что продукция должна перерабатываться. Их ответственность как производителей и продавцов заканчивается там, где начинается ответственность за товар потребителя. То есть на акте купли-продажи. Сегодня производитель в Беларуси не хочет брать на себя дополнительные обязательства и помогать потребителю в ремонте и утилизации товара. А это ведь не так уж сложно: можно, например, предлагать увеличение гарантийного срока. Как следствие, потребитель не проявляет повышенный интерес к установлению доверительных отношений с производителем.

-3

Стимулирует нерациональное потребление ещё и феномен «быстрой» моды. Актуально ли это для Беларуси?

– Действительно, потребители попадают в замкнутый круг «быстрой» моды: чем больше мы покупаем, тем больше выбрасываем, а чем больше выбрасываем, тем больше покупаем. Чем больше мы покупаем, тем больше зарабатывает производитель. К сожалению, сверхприбыль чаще всего исключает экологическую ответственность. Ориентированные только на прибыль компании заинтересованы в продаже дешёвых товаров в большом количестве.

Как показало наше исследование, в Беларуси всё ещё продолжает формироваться общество потребления. До сих пор существует коллективная память об эпохе дефицита, а потому белорусы больше подвержены компенсаторным и компульсивным покупкам, что создаёт сложности для развития ответственного потребления. Например, в магазине вам предлагают купить две пары по цене одной, что сразу бессознательно толкает человека на менее экологичное поведение. При этом часто люди гордятся именно не качеством товара, а той ценой, которую они заплатили, а потом жалуются на «китайский ширпотреб».

Белорусы и белоруски часто воспринимают одежду как способ продемонстрировать своё благополучие, как доступный элемент роскоши. Например, чтобы показать, какой ты классный, можно и даже нужно купить кроссовки «New Balance». Причём из-за желания как-то сократить расходы потребитель включается в игру, навязанную брендом, ищет акции, приобретает скидочные карты, вступает в программы лояльности. Таким образом заглатывается крючок перепотребления, когда вещи приобретаются не потому, что они нужны, а потому, что цена выгодная. А ещё, конечно, новая модель обуви позволяет подчеркнуть социальное превосходство, показать, что ты в тренде. Такие практики только стимулируют развитие линейных экономических моделей.

Параллельно в Беларуси существует тенденция приобретать товар «из-под полы», когда те же кроссовки покупаются не у производителя, а у посредника. Это также противоречит принципам циркулярной экономики, так как нарушается связь между продавцом и потребителем. Как видите, «быстрая» мода в Беларуси — актуальное явление, пусть и развивающееся достаточно хаотично.

Белорусские производители также ориентированы на «быструю» моду или это касается, в основном, привозных товаров?

– «Быстрая» мода во многом связана с выходом на рынок крупных иностранных компаний, которые быстро и часто обновляют свои коллекции. Что касается отечественных брендов, то они чаще всего организованы по «советскому образцу», то есть ориентированы на выпуск продукции по определённым стандартам, уделяют больше внимания процессам производства, а не маркетингу. Это является сдерживающим фактором для модернизации, но также препятствует развитию «быстрой» моды.

Хотя есть исключения. Например, «быстрая» мода — это про «Mark Formelle». Бренд действительно производит много одежды и умеет её продавать. Их целевая группа покупает больше всего, готова приобретать несколько моделей в сезон. Они работают на рынке, где всегда существует потребность в новых товарах, поэтому часто обновляют свои коллекции: бренд производит много «расходников» — нижнего белья и носков. Эти товары быстро приходят в негодность, а потому постоянно востребованы. Все остальные крупные предприятия в Беларуси работают, как я уже сказала, в духе «советской традиции», то есть у них медленная модель производства.

С какими материалами работают белорусским производители текстиля?

– Крупные предприятия чаще всего работают с натуральным сырьём. В частности, с привозным хлопком из стран Средней Азии.

Производством синтетических волокон в Беларуси занимается не текстильная, а химическая промышленность. Текстильная отрасль активно использует синтетические волокна. Из «синтетических гигантов» можно назвать компанию «Моготекс». Это предприятие полного цикла, занимающееся и обработкой тканей, и производством изделий из них. Работает оно в связке с «Могилевхимволокно».

Можно ли говорит, что, если предприятие использует натуральное сырье при производстве тканей, то его экологический след близок к нейтральному?

– Нет. То, что одежда изготовлена из натуральных волокон вовсе не значит, что она безвредна, а её экослед нулевой. Ситуация в том, что, когда в Беларуси говорят об экологичности вещи, подразумевается, что она гипоаллергенна, создана из натуральных волокон и прошла сертификацию. Пока в понятие экологичности не включаются характеристики производственных процессов. Поэтому если товар представлен как экологичный, то обычно это значит, что он безопасен для людей и животных. Тем не менее его производство вполне может загрязнять окружающую среду. Например, тот же хлопок доставляют в Беларусь из Средней Азии. Транспортировка уже формирует углеродный след, а происхождение сырья может вызывать этические вопросы. Ещё один аспект – этап утилизации, который должен быть продуман для товаров, которые считаются полностью экологичными.

Если товар имеет экологическую маркировку, значит ли это, что его производство максимально дружественно окружающей среде?

– В экологических маркировках необходимо разбираться, и тут мы вновь возвращаемся к вопросу ответственности и сознательности потребителя и производителя. Если на товаре написано «100 % натуральное сырьё» или в названии используется приставка «эко», то это не значит, что товар экологичен. Это вполне может быть примером гринвошинга.

Есть определённые знаки, которые подтверждают, что при производстве товара был соблюден технический регламент, и данная продукция может называться экологически безопасной.

В Беларуси используют европейский сертификат «Oeko-Tex», который в этом году получили такие предприятия, как Оршанский льнокомбинат, «Витебские ковры», «Блакiт» и некоторые другие. Право ставить на своей продукции экомаркировку подтверждается ежегодно. Однако, когда мы видим экомаркировку на товаре, то надо всегда помнить, что речь идёт именно о характеристиках продукции, а не о производственных процессах. Можно сказать, что тот же «Oeko-Tex» — это более полный вариант технического регламента на текстиль, текстильные изделия и, соответственно, одежду. Иногда производители могут использовать собственные экознаки, но в таком случае только они и могут пояснить потребителю суть своей маркировки.

Как обстоят дела с утилизацией отходов текстиля в сфере?

– Если говорить об отходах текстильного производства, то, по крайней мере, по регламенту, с ними проблем быть не должно. Опять же вижу в этом наследство советской традиции. Уже тогда был заложен принцип минимизации расходов при производстве, в соответствии с которым работают многие крупные предприятия до сих пор. Обрезки и остатки волокон они пускают на изготовление новых тканей. Кроме того, текстильные отходы продают за рубеж, чаще всего в Россию. Так, например, в 2019 году предприятие «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» продало в Россию 336 тонн пригодных к переработке отходов. Это же предприятие в том же году реализовало белорусским предприятиям-переработчикам 19,5 тонны отходов. Захоронено 248,5 тонны непригодных к переработке отходов.

Те отходы, которые не могут быть использованы для производства тканей или нетканых материалов, отправляют на полигоны или продают переработчикам.

Что касается отходов швейной промышленности, то тут речь прежде всего идёт о межлекальных выпадах, обрезках, которые остаются после раскроя. Часть из них, если отрез крупный, продаётся. Более мелкие кусочки также идут на продажу, но уже в виде отходов.

Однако невостребованные отходы швейного производства могут остаться на территории предприятий из-за того, что на них не нашёлся покупатель. Со временем эти обрезки теряют свои технические качества и отправляются на полигоны. Раньше текстильные отходы (межлекальные выпады или лоскут) считались вторичными материальными ресурсами, их можно было отправить на переработку. Однако в 2016 году они этот статус потеряли, что позволило компаниям избавится от обязательств по сбору текстильных отходов и существенно усложнило жизнь переработчиков, которым сегодня не хватает сырья.

-4

Когда, на ваш взгляд, белорусская текстильная и швейная промышленность станет «циркулярной»?

– База для внедрения принципов циркулярной экономики в текстильную и швейную промышленности в Беларуси есть. Например, удачно организован цикл переработки матрацев, на которых мы спим в поездах. Оказывается, старые матрацы Белорусская железная дорога отдаёт на переработку, в результате новые матрацы делают из старых на Антопольской ватно-прядильной фабрике. Перед нами успешный белорусский пример циркулярной экономики. Может не очень высокотехнологичный, основанный на реалиях советского прошлого, но рабочий.

-5

Как потребители могут стимулировать меняться текстильно-швейную сферу и переходить на принципы циркулярной экономики?

– Суть циркулярной экономики в том, чтобы произведённый товар как можно дольше находился в обращении, использовался, а не попадал на свалку. Поэтому с точки зрения циркулярной экономики лучше покупать качественную одежду, пускай она стоит дороже, а не приобретать много красочного и некачественного. Лучше купить куртку, которая прослужит вам пять лет, пусть и с ремонтом, чем каждый год покупать доступный, но не слишком качественный аналог.

Выбирайте товары из натуральных материалов с наименьшим содержанием синтетики, покупайте вещи местных производителей. Старайтесь чаще обмениваться одеждой, практиковать совместное использование (например, вечерние платья напрокат).

По возможности, выбирайте вещи, изготовленные из вторичного сырья. Поддерживайте инициативы, которые способствуют циркуляции вещей между людьми, их можно найти, например, на Зелёной карте. Всегда старайтесь делать покупки сознательно. Не стоит ходить в магазины в состоянии стресса или сразу после работы. Когда мы устали, функция контроля снижается и заставляет нас покупать то, что захотелось, а не то, что нужно. То, что мы покупаем, и то, что мы носим, — очень часто разные вещи. Просто старайтесь думать, прежде чем покупать. Выбирайте вещи своего размера.

Очень важно грамотно стирать вещи, научиться их ремонтировать – пришивать пуговицы и ставить заплатки при необходимости.

Вся соль в ответственном потреблении. Без ответственного потребителя, то есть без нас с вами, никакого смысла в циркулярной экономике не будет.